О раздельном сборе мусора замолвим слово

На прошлой неделе в Госдуме прошли очередные парламентские слушания на тему экологического состояния регионов страны. Собралось несколько сотен больших чиновников – представители соответствующих министерств из разных областей и весей. Присутствовал также сам председатель Комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов. Он зачитал присутствующим на редкость честный отчет о нынешней реальности проводимой “мусорной реформы”, которая, дескать, уже раз и навсегда изменила сознание россиян и утвердила стандарты «раздельного сбора мусора».

Так, по словам Владимира Бурматова, только 15 из 85 регионов России перешли на систему раздельного сбора мусора. Более того, 173 региональных оператора по мусоропереработке так и не начинали работу в данном направлении, а в 22 регионах России даже не слышали о грядущей реформе. Более того – публичные слушания технических схем вообще не были проведены. Ни в одном регионе!

Но на разработку региональных законопроектов и схем по раздельному сбору мусора уже “освоено” более 500 миллионов бюджетных денег. Руководство Комитета по экологии сетует: технические схемы придется переделать, нужны деньги снова, а предыдущие 500 миллионов потрачены впустую. Но понятно одно: за мусорную реформу придется платить всем россиянам. Тарифы на сбор отходов вырастут везде в десятки раз. Ведь очередные бюджетные деньги будут выделены не только на разработку технических схем, но и на создание новых бюджетных рабочих мест, где будут заниматься работой по учету и переработке “раздельного” мусора. И региональные операторы обязательно включат в тарифы расходы, предусмотренные законодательством.

В России

Увы, но на сегодняшний день раздельный сбор мусора в России – это скорее исключение из правил, некий «идеал», к которому можно бесконечно стремиться. Он существует в отдельных муниципалитетах малого числа регионов. Вопреки существующим реалиям. Руководящее министерство, находящееся в Москве, никак не может понять, что регионы в России разные и в каждом из них должно быть свое самоуправление и организация, а следовательно – нельзя навязывать всем единую «планку» или же выдумывать что-либо «от балды», не посоветовавшись с региональными представителями. Именно поэтому сегодня нормативы накопления мусора в регионах различаются в десятки раз, причем без каких-либо серьезных причин. Один и тот же норматив для физических лиц может быть выше в 30-40 раз, чем в соседнем регионе. Если же говорить о юридических лицах, то цифры различаются уже в сотни раз. Кому это нужно? Впрочем, это вопрос риторический.

Следующая насущная проблема – вопрос безопасности перевозок отходов. Для полноценной работы мусоровозы, задействованные в программе раздельного сбора мусора, должны быть оснащены датчиками ГЛОНАСС. Это обязательное условие, так как в противном случае появятся столь привычные для России стихийные свалки в лесах и на пустырях. Но порядка в этой сфере не было и нет.

К тому же ресурсы существующих мусорных полигонов в ряде регионов России исчерпаны. Однако существующие 80 мусороперерабатывающих предприятий загружены только на 40% и ощущают острую нехватку сырья. Проще говоря, им не хватает мусора, которым Россия завалена повсеместно. Да, в поддержку работы этих предприятий введен так называемый «экологический сбор», однако его платит только 10 % импортеров (что приносит аж 3,3 млрд руб. в год), к тому же «дойка» промышленников и бизнесменов – не самый лучший способ регулирования, так как невооруженным взглядом видно, что проблема лежит на поверхности – отсутствует слаженная система логистики и организации мусорной отрасли в России.

Из доклада Владимира Бурматова, а также из прочих открых источников, следует, что в России отходы Ι и ΙΙ класса опасности (химические токсичные вещества, ртуть, свинцовые соединения, хлор и т.д.) до сих пор можно встретить в самых неожиданных местах. Все дело в том, что на мусорные полигоны их не пускают, а существующие расценки на их переработку весьма зашкаливают. Что легче сделать россиянину? Правильно – вывалить эти сиротские отходы в лесу или лесопарке.

Ну и «вишенка на торте» – в такой большой стране, как Россия, существует только одно предприятие по переработке элементов питания (батареек). Общеизвестно, что литиевые, никель-кадмиевые и прочие системы элементов питания наносят зачастую непоправимый ущерб плодородиям почв, отравляют грунтовые воды.

Из всего вышеперечисленного можно сделать основной вывод: федеральные и региональные средства на рекультивацию мусорных свалок и организацию отрасли переработки отходов тратятся бездумно и неэффективно.

В Ростовской области

В донском регионе реальность ничем не отличается от общероссийской. Наше министерство ЖКХ отчетливо заявляет: с 1 января 2019 года Ростовская область перейдет на новую систему работы с отходами. Более того, по словам представителей ведомства, уже выбрано на конкурсной основе восемь управляющих данным процессом предприятий, каждое из которых будет организовывать работу в своих муниципалитетах. Теперь ростовчане будут платить за вывоз мусора в рамках коммунальной услуги. Тарифы вырастут, а вырученные за счет этого деньги будут направлены, по словам инициаторов, на избавление от несанкционированных свалок и на процесс раздельной сортировки отходов. Но эксперты в один голос утверждают: существующая инфраструктура для таких «подвигов» не подготовлена, на что пойдут вырученные деньги – не понятно. У региональных операторов попросту нет специальных технологий для правильной сортировки. Складывается ощущение, что власти посредством «мусорной реформы» просто в очередной раз опустошат кошелек граждан.

И самое неприятное для ростовчан. На ростовском рынке отсутствует конкуренция среди региональных операторов по сбору отходов. А это значит, что качество услуг не улучшится, так как зачем улучшать сервис, если ты все равно никуда не уйдешь с рынка? Зато тарифы для ростовчан они смогут ставить абсолютно любые! Этому способствует их статус «монополистов».

Но есть и хорошие новости. Если вырученные средства (напомним, цены на сбор мусора увеличатся почти вдвое), пойдут на реальное изменение ситуации в лучшую сторону, то появится действительно стабильная работа как мусоровывозящих, так и мусоросотрировочных компаний. В сцепке. Титанический объемы залежей отходов в Ростовском регионе вынуждает организовать работу как минимум двух региональных операторов при каждом муниципалитете.

И вот тогда, при соблюдении вышеперечисленных условий, появится хоть какой-либо выбор для ростовчан, хоть какая-либо конкуренция между «мусорными» предприятиями. С этими доводами согласно большинство как донских, так и российских экспертов. Если же ситуация существенно не изменится, то данная реформа станет лишь очередным средством сбора денег с населения.

Дмитрий Керасов

поделиться

Добавить комментарий