Как появилось название современной Левенцовки? Почему археологический памятник, оставшийся нам в наследство от древних жителей Приазовья, именуется Ливенцовской крепостью? Почему вместо «е» пишется «и» и наоборот? Попробуем ответить на эти застрявшие в зубах вопросы.
Левенцовка или Ливенцовка?
Слово «Левенцовка» уже стало привычным дончанам. Хотя до начала масштабной стройки многоэтажных жилых кварталов его писали исключительно через букву «и», т.е. «Ливенцовка». Но чья-то досадная описка навсегда заложила историческую ошибку. В результате название будущего девятого района Ростова стали писать через «е». Теперь уже сложно понять кого винить за это, так как название узаконено.
Тем не менее до сих пор происходят путаницы. И количество непоняток только увеличится в будущем, так как Левенцовка постепенно сливается с «Ливенцовским» поселением. А потому вопрос «Левенцовка или Ливенцовка?» будет подниматься все чаще. Правильный ответ мы уже знаем, но законным стал ответ неправильный…
Был Семерников – стал Ливенцовский
«Ливенцовкой» неофициально значится небольшой казачий поселок, расположенный южнее ТЭЦ-2. Он уютно расположился на берегу реки Мертвый Донец. Изначально это был хутор Семерников, возникший у стен древней «Ливенцовской крепости» – памятника археологии эпохи поздней бронзы XVII века до н. э. Ну а сегодня это «Ливенцовское поселение», с каждой новой сваей сближающееся с «Левенцовкой» – будущим ростовским районом. С путаницей разобрались, теперь можно и к истории возникновения названия переходить.
Известно, что новое название казачьему хутору было дано казаком Андреем Петровичем Ливенцевым. Как утверждает правнук Андрея Ливенцева – Сергей Олегович Шляхтин, основатель нового Ливенцовского хутора родился в 1860 году, успел поучаствовать в русско-турецкой войне и привезти на Дон множество трофеев. Действительно, казак Ливенцев один из первых построил себе добротный кирпичный дом, крытый толстой многослойной жестью. Кстати, этот дом сохранился и поныне.
Что уж говорить, в Ливенцовском поселении сохранились многие казачьи дома. Да и сам поселок сохранил больше половины своего коренного казачьего населения. Помимо Ливенцевых, в Ливенцовском поселении продолжают свой род потомки Черевковых, Колесниковых, Семилетовых, Андрияновых и многих других.
Находясь неподалеку от еще дореволюционного Ростова, хутор Семерников был мало связан с цивилизацией. Создание железнодорожной ветки Ростов-Таганрог в 1902 году значительно улучшило инфраструктуру поселка. И именно благодаря стараниям Андрея Петровича Ливенцева близ поселка была построена железнодорожная станция. Он начал просить от лица всех хуторян, чтобы пригородные поезда останавливались возле хутора Семерников. «Будет вам остановка, только помещение для нее постройте» – ответили ему.
Ливенцев начал добывать камень для ее строительства неподалеку, возил его к железной дороге, укладывал фундамент. Казак тогда не знал, что добываемый им камень – это стены старинной крепости, которая станет спустя несколько десятков лет археологическим памятником федерального значения.
Говорят, что Ливенцев создавал железнодорожную станцию практически в одиночку – так был построен добротный деревянный каркас на каменном фундаменте. Руководство Владикавказской железной дороги было благодарно такой инициативе. Долго не думая, они назвали новую станцию Ливенцовской – по фамилии энтузиаста.
К тому времени разросшийся хутор Семерников разделялся на несколько частей: «Первомайку», «Собачеевку» и, собственно, главную его часть, которую в народе все чаще называли Ливенцовкой. А сразу после войны начал расти новый хутор неподалеку – «Каратаев», названный именем подростка, защищавшего юго-западные подступы к Ростову-на-Дону во время немецкой оккупации.
Время шло быстро, начался революционный переворот и принудительное расказачивание. На Андрея Петровича Ливенцева донесли в ЧК, что, дескать, он прячет в сарае казачьи атрибуты с царскими орденами и медалями, что тогда считалось тяжелейшим преступлением. Но 80-летнего старика не стали расстреливать из-за его возраста, а лишь разорвали его казачью форму и уничтожили царские боевые награды.
Но какой бы не была новая власть, имя Ливенцева закрепилось на карте Ростова и всей страны. Оно вытеснило старое название Семерников, став не только названием небольшого хутора, но и нового района Ростова-на-Дону.
А фундамент из бутового камня, сложенный руками Андрея Ливенцева, до сих пор является основой строения действующей железнодорожной станции…
Дмитрий Керасов
Давайте больше таких материалов!!!
Очень интересная и познавательная история!! Спасибо!!
Сколько можно печатать одну и ту же ГЛУПОСТЬ. Хутор Семерников был переименован в Семерники. Других переименований никогда не было. Разделений хутора никогда не было. Андрей Петрович добился остановки поезда в хуторе Семерникове, построил перрон и здание кассы. Никакого отношения к основанию хутора Андрей Петрович не имел, т. к. хутор был основан гораздо раньше. Автор видимо не понимает разницы между ОСТАНОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКОЙ и ХУТОРОМ.
“Глубочайшие познания” в истории хутора демонстрирует автор статьи, рассказывая о подростке Афанасии Каратаеве, погибшем во время оккупации и именем которого назван посёлок Каратаево. Стыдно не знать, что этот “подросток” в 1943 году был призван в армию, а 14 января 1945 года старший сержант Афанасий Тимофеевич Каратаев на левобережном плацдарме Вислы совершил подвиг, уничтожив вкопанный в землю “тигр”, а затем и немецкий дзот. В этом бою Каратаев А.Т. был тяжело ранен и 15 января скончался от ранения. За этот подвиг Афанасий Тимофеевич был удостоен звания Герой Советского СОюза. Позор автору за его безграмотность и опубликованное Враньё, оскверняющее имя Героя-Земляка.