Александр Литвиненко – донской иконописец и священнослужитель. С 2012 года является настоятелем Сергиевского прихода, а с 2015 года и благочинным Западного округа Ростовской-на-Дону епархии. Его жизнь расписана по минутам, помимо церковного служения он занимается преподавательской деятельностью – руководит Иконописным отделением Донской духовной семинарии.
Строящийся храм Сергия Радонежского находится на пересечении улиц Еляна и Ткачева. Здесь, среди пустырей и строящихся домов, уже несколько лет формируется крупная православная община, состоящая в основном из жителей Левенцовки. Но де-факто она возникла еще до создания проекта будущего храма. И это как раз тот случай, когда изначально формируется община верующих, а уже потом, благодаря их усилиям, строится храм. Важную роль в организации этих процессов сыграл священник Александр Литвиненко. Он быстро снискал уважение левенцовчан, так как максимально открыт к ним, поддерживает многие их начинания.
Сергиевский приход регулярно проводит различные праздничные и благотворительные мероприятия. Так, 28 апреля этого года в районе хоккейной площадки Левенцовки прошел большой пасхальный фестиваль, привлекая внимание людей самых разных религиозных убеждений. Активная общественная позиция священника Александра Литвиненко заинтересовала и редакцию «Левенцовка.Ру».
Отец Александр, как так получилось, что Вас определили на служение в Сергиевский храм в Левенцовке? Вы стремились к этому?
Начнем с того, что это было не совсем моё решение. Равно как и принятие сана священнослужителя. Я, конечно же, осмыслял и обдумывал свою будущую жизнь, задавал самому себе вопросы, пытался понять свою готовность. А окончательное решение принял архиерей. Вначале он долго ко мне присматривался, а потом благословил на священническое служение и назначил меня настоятелем Сергиевского прихода, обозначил миссию.
Ранее, будучи иконописцем и художником, я большую часто своего времени посвящал церковным искусствам. Свое будущее служение я на тот момент представлял совсем иначе. Дескать, если я и приму сан, то служить буду только в тихом и спокойном приходе, где можно спокойно заниматься творчеством. Новость о том, что владыка Меркурий доверил мне строящийся приход, прозвучала как гром среди ясного неба. Неужели Господь увидел во мне строителя и организатора? Я тогда подошел к владыке с сомнениями, на что он мне ответил однозначно: «Не сомневайся в силе Божией».
Какие выводы Вы сделали для себя тогда, и какая миссия была на Вас возложена?
Я понял тогда, что человеческие старания тщетны без Божьего благоволения и помощи. С первого дня я стал непрерывно размышлять о будущем храме и планировать свою деятельность. Очень многое было задумано, но что-то из задуманного пока не воплотилось, а что-то другое возникло как будто спонтанно, неожиданно. Все это совершенно невероятная и непостижимая воля Божия.
Для меня особое значение имеет та миссия, которая доверена мне правящим архиереем – строить храм преподобного Сергия Радонежского. Это совершенно особенный святой и для меня лично, и для всего нашего Отечества. Он внес огромный вклад в становление нашей культуры и государственности. Для нас это не просто исторический персонаж, а живой человек, с которым можно поговорить, доверить ему свои печали, сомнения и радости, спросить о чем-то, попросить о молитве перед Богом.
Что для Вас «дорога к храму»? С чего она началась у Вас?
Выражение «дорога к храму» прозвучало наиболее громко для меня в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Это один из моих самых любимых фильмов. В те времена, на стыке эпох, он был очень актуален, призывал советских людей задуматься о вере. Впрочем, призыв к покаянию, который звучал на протяжении почти всей этой картины, актуален и ныне. В концовке фильма прозвучала фраза: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Как мне кажется, символически это можно так понять: «зачем жить жизнью, которая не приводит нас к Богу?» Убежден, что жизнь дарована Богом, а потому вера это не просто атрибут – культурный или мировоззренческий, а путь жизни. По нему человек идет к вечности, проживая смыслы. У каждого есть свой жизненный путь и важно помнить, к чему он приводит.
Если же говорить о дороге к храму без иносказания, то можете приехать в Левенцовку, полюбоваться на нее. Улица Еляна, временно сложенная из бетонных плит, сегодня упирается прямо в храм, который пока еще стоит в отдалении от жилых домов.
Как будет дальше развиваться приход Сергия Радонежского? Что запланировано на ближайшее десятилетие? Каковы сроки?
В наших планах создание духовно-культурного центра имени Сергия Радонежского. Его центром станут два храма, построенные в лучших традициях русского зодчества – деревянный (ныне уже действующий) и белокаменный, который только начинает строиться. На территории комплекса разместится образовательный центр, воскресная школа, различные творческие мастерские (в том числе иконописная), музей археологии, дом милосердия для помощи малоимущим, парковая зона.
Строя грандиозные планы, нам сложно забегать вперед. Планирование больших задач всегда упирается в существенные человеческие и денежные ресурсы. Мы даже на вызовы современности не всегда можем ответить правильно. Мир стремительно меняется. К примеру, человек делает доброе дело для людей или какого-либо конкретного человека. Но кто-то эту деятельность может воспринимать совсем иначе, ведь у каждого своё мировоззрение и восприятие. В итоге может возникнуть цепочка негативных реакций – такие случаи происходят сплошь и рядом. Поэтому мы не ставим каких-то конкретных сроков.
Но начало уже положено. Центром нашего образовательного комплекса (и вообще любого храма) так или иначе является духовная жизнь, богослужение и молитва. Облагораживание и возделывание земли началось – мы своими силами высаживаем деревья и цветы, заботимся о них и ухаживаем. Увы, забота о земле и деревьях для городского человека сегодня стала непосильным ярмом. Многие русские люди живут совсем иными ценностями, для большинства существуют только их квартира и работа. К счастью, у нас есть возможность исправиться, благоустраивая землю.
Какая социальная инфраструктура будет создана для жителей в рамках комплекса?
Сейчас идет этап проектирования будущего белокаменного храма, подворья и всех коммуникаций. Чуть позже начнем планировать строительство образовательного центра. Это будет прежде всего светский образовательный проект, там будут учить детей и взрослых традиционному русскому искусству – живопись, вышивание, скульптура, деревообработка и т.д.
Помимо образовательного центра, у нас будет свой музей русской истории. Большая часть его экспозиции будет связана с именем Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой Лаврой. Мы уже работаем в этом направлении.
Впрочем, не хочется говорить о том, чего пока еще нет. Многое еще впереди. Хочется вначале сделать, а уже потом делиться с другими.
Ваш храм организует крупные районные мероприятия, выгодно отличающиеся открытостью и демократичностью. Они привлекают молодежь и людей критического склада ума. Это Ваша задумка? Какие события состоятся в ближайшем будущем?
Мы рады быть открытыми как для жителей Левенцовки, так и для всех остальных. Наша цель – приоткрыть русскую культуру во всей ее полноте в том числе для людей, которые далеки от Церкви. При этом мы не стремимся заниматься прозелитизмом. Мы даем возможность соприкоснуться со своей историей и культурой, создаем площадку для общения людей разного склада души и ума. Отсюда и наша «демократичность», которая кому-то может показаться странной.
Да, мы «всеми руками и ногами» за танцевальные и музыкальные номера. Мы специально так выстраиваем программу, что вначале идет сакральная часть, связанная напрямую с церковной жизнью. Ну а после уже идет нечто второстепенное, предназначенное для всех. Открытое, душевное. Мы доверяем людям любых вероисповеданий и мировоззрений, готовы общаться, знакомиться, вести диалог.
Как Вам левенцовчане?
Микрорайон Левенцовский очень дружен. Здесь живет много детей и молодежи, крепких семей. Это вселяет надежду! Пользуясь случаем, хотелось бы пожелать левенцовчанам больше светлого, по-настоящему доброго и радостного в жизни!
Да, человек чаще приходит к Богу в минуты скорби. Но важно уметь быть благодарным Богу и друг другу за радостные моменты в жизни. И самим их создавать. Так что наши мероприятия, надеюсь, будут еще веселее и радостнее! Мы работаем над этим.
Иногда священники сетуют, что вместо того, чтобы служить, они прорабами работают, строят храм. А Вы как себя ощущаете?
Служба Богу и строительства храма для меня – единый процесс. Преподобный Сергий Радонежский тоже работал прорабом, когда возводил храм. Подавал пример монахам в трудолюбии и во всем остальном. Будем брать с него пример и в этом.
Я не вижу ничего тяжкого в строительстве храма, так как это чудесный процесс созидания. Каждый день происходят какие-то маленькие события, имеют место быть уникальные стечения обстоятельств… Я в этом вижу глубокий смысл, взаимосвязь и четкую событийную линию…
Тем более в таком молодом районе…
Конечно! И для нашей крепкой общины очень радостно, что жители к нам неравнодушны. Ведь костяк нашего прихода – это здоровые семьи, интересные люди. Напомню, часть из них организовалась еще задолго проекта строительства храма. Остальные откликнулись, пришли. Наша община продолжает расти, мы уже с трудом помещаемся под стенами деревянного храма.
Обращая внимание на последние события в нашей стране, мы возвращаемся к тому, как сказано в Евангелии от Матфея: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Т.е. вначале община, а уже потом – храм.
Да! Это как раз наш случай.
———————————————————————————–
СПРАВКА: Александр Николаевич Литвиненко
Профессиональный художник, иконописец, священнослужитель, настоятель храма Сергия Радонежского в Левенцовке, благочинный Западного округа Ростовской-на-Дону епархии.
Родился 25 апреля 1980 года.
Закончил философский факультет РГУ (2002) и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве (2005). Преподает историю церковного искусства в Донской духовной семинарии.