Донские автовладельцы при переводе техники на метан сэкономят до 60% от стоимости работ. Вступила в действие госпрограмма, стимулирующая автовладельцев переходить на использование газомоторного топлива. Таким образом перевод авто на газ субсидирует государство.
В июне правительством Российской Федерации было принято решение о господдержке малого и среднего бизнеса, а также граждан, включая самозанятых, в условиях восстановления экономики после коронавирусной инфекции. Одной из форм поддержки стало субсидирование перевода техники на метан. В Ростовской области продолжается реализация стимулирующих программ, в результате которых ожидается повышение экономической эффективности автотранспортных перевозок и улучшения экологической обстановки именно благодаря боле широкому внедрению автомобильных двигателей на газомоторном топливе.
На региональном уровне новые условия программы переоборудования автотрансопортных средств вступили в силу с 5 августа. Изменения внесены в постановление Правительства Ростовской области от 10.03.2020 № 100.
Теперь автовладельцы, решившие перевести технику на метан, могут экономить уже не 30%, а 60% от стоимости установки газобаллонного оборудования. Соответственно, вырос в два раза и размер субсидии для субъектов малого и среднего предпринимательства – с одной трети до двух третей от общей стоимости работ по переоборудованию.
На территории донского региона работают 18 сертифицированных пунктов переоборудования автотехники на метан, расположенных в Ростове-на-Дону, Волгодонске, Сальске, Шахтах, Таганроге, Батайске, Зернограде, Зимовниковском районе. Техцентры предоставляют владельцам транспортных средств – физическим и юридическим лицам – скидки по переводу транспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива. Недополученные доходы возмещаются сервисным центрам в виде бюджетных субсидий.
В настоящее время на метане работают свыше девяти тысяч единиц техники различных категорий, в том числе 694 транспортных средства переоборудовано по итогам полугодия 2020 года. Ежегодный прирост составляет более 1000 единиц.
Использование газомоторного топлива – это одно из немногих экологичных решений, которое окупается прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на ГСМ. Главным образом это происходит за счет разницы цен на бензин и газ. Стоимость последнего ниже в среднем на 50% стоимости бензина марки Аи-92.
Перевод транспортных средств на газ выгоден за счет сокращения затрат на автомобильное топливо как для коммерческих и государственных предприятий, у которых снижаются издержки на содержание автопарков, так и для граждан, которые могут экономить на бензине.
Кроме того, использование газомоторного топлива увеличивает срок эксплуатации транспортных средств и удешевляет их техническое обслуживание. В отличие от бензинового и дизельного топлива, оно имеет лучшие антидетонационные характеристики (октановое число газомоторного топлива достигает 100-105 единиц), обеспечивает легкость приготовления равномерной топливовоздушной смеси. Газовая смесь сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает “мягче”. При переходе с жидкого топлива на газомоторное увеличиваются продолжительность работы двигателя до капремонта и срок замены масла, реже требуется замена свечей зажигания, суммарная токсичность выбросов в 2-5 раз меньше. Ресурс двигателя увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с бензиновым.
Впрочем, внедрение передовых технологий связано и с определенными рисками. По-прежнему более широкому использованию ГМТ препятствует инфраструктурная недостаточность. Такая работа предполагает точный расчет маршрута от заправки до заправки, особенно на междугородних маршрутах, поскольку такое горючее в канистру не зальешь, а не доедешь хоть метр до колонки – дальше будешь толкать вручную или проситься на буксир.
Сегодня двигатели современных автомобилей могут функционировать на двух разновидностях газа:
пропан-бутан – сжиженный газ, полученный в результате переработки нефти;
метан – природный газ, который не подвергается сжижению.
Преимущества и недостатки пропан-бутана
Преимущества по сравнению с бензином:
– цена на 50% ниже, чем бензин;
– объем баллонов соответствует объему емкости бензина;
– бюджетная стоимость газовой установки;
– возможность заправки в широкой сети заправочных станций;
– мощность двигателя практически не меняется.
Недостатки:
– расход газа выше, чем бензина на 10 -15%.
Преимущества и недостатки метана
Преимущества:
– в 2,5-3 раза дешевле бензина;
– расход газа ниже на 10-15%, чем расход бензина.
Недостатки:
– двигатель теряет мощность на 10%;
– число заправок ограничено;
– слишком громоздкие баллоны.
Помимо этого, в обоих случаях, в багажнике требуется дополнительное место для установки баллонов с газовым топливом.
Ну и, наконец, гипотетическая угроза взрыва газовых баллонов при аварии или возгорании автомобиля — тоже сдерживающий фактор.
Впрочем, каким кормом потчевать своего железного коня — каждый владелец решает индивидуально. Но стимул в виде бюджетной морковки для нас уже припасло государство.
В. Арсентьев.