Пресс-конференция Путина. Всегда по четвергам.

Как ныне собралась вся пишущая и снимающая рать… Собралась-то вся, а поучаствовали немногие. «Небольшой сбор» для журналистов на встречу с Президентом России в этом году прозвучал уже в 16-й раз. На этот раз и редакция «Левецовки.ру» тоже решила поучаствовать, и постараться задать свои вопросы (или хотя бы один). Пресс-конференция Путина. Всегда по четвергам…

Шахматная рассадка

Тем более, что и в столицу ехать не надо. Пандемия не только резко ограничила число участников, но и облегчила процесс участия-журналистам, например, из Волгоградской области достаточно было приехать в столицу, но не России, а ЮФО. Что из этого получилось – читайте в нашем эксклюзивном репортаже.

Ты помнишь, как все начиналось?

А начиналось все в 2004-м, в зале ныне снесенного 14-го корпуса Кремля, где и было-то всего 450 мест. Потом прессу добрый десяток лет собирали в Центре международной торговли на Красной Пресне. Примерно тогда же определись и с днем проведения большой президентской пресс-конференции- исключительно в полдень предпоследнего четверга декабря. Правда, в этом високосном году четвергов в декабре пять.

По понятным причинам, число аккредитованных журналистов было резко сокращено. Например, в Ростове было чуть более 70 человек, а всего по России на 9 площадках, включая отсутствовавших в заранее утверждённых списках участников так называемого «кремлёвского пула» – 760 человек. Годом ранее список аккредитованных  насчитывал 1895 фамилий.

Вступительного слова президента не было. Очевидно – то, что он мог бы рассказать в нем, т.е. информацию о достижениях государства в экономической и социальной сферах, решено было разбросать по ответам на вопросы.

Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах.

Это я про наряды и плакаты своих коллег, стремящихся побыстрее занять наиболее «удачные» места в зале.

Кинжал отобрали!

Здесь попытались навести больше порядка. Ультимативно, например, запрещали разворачивать плакаты размером больше А3( многие не послушались).

Ростовская площадка Большой пресс-конференции

Но общая схема ведения пресс-конференции, несмотря на её онлайн формат, не изменилась. Разные блоки вопросов, которые обычно задают Путину в этом формате, таковы:

Важные вопросы по важной теме (федерального или регионального масштаба).
Они заранее согласованы (и в том, что это так, я имел возможность убедиться).

Важные журналисты, лично известные Путину (в частности, «говорящие головы» федеральных каналов).
Им почти гарантировано право задать вопрос. С ними согласовывается общая тема, которую они формулируют сами.

Стихийное море. Журналистов в зале уже выбирают случайно, по принципу яркости, Путин или Песков (а этот раз ещё и специально присланные из Москвы модераторы студий, журналисты центральных каналов). Именно поэтому журналисты стремятся как можно ярче себя подать визуально. Непривычно: на этот раз нет ни одной иконы, ни одного кота (на прошлых пресс-конференциях все это присутствовало в зале)…

пресс-конференция Путина
Чей плакат больше?

Впрочем, привлечь внимание Дмитрия Пескова и Владимира Путина удалось немногим: Президент ответил всего на 60 вопросов журналистов.

Декабрьские тезисы
За четыре часа тридцать минут все присутствующие узнали, что (далее тезисно):

О вопросах
«У нас сложилась хорошая практика, когда на все поступившие вопросы — а их сотни тысяч — поступает реакция. За это хочу поблагодарить своих коллег, правительство и прежде всего некоммерческие организации, Общественную палату, «Общероссийский народный фронт», волонтеров, которые со многими гражданами, принявшими участие в прежних прямых линиях, устанавливали прямой контакт, разговаривали, разбирали проблемы и добивались решения вопросов, которые людей волнуют.

«Для меня такие события не являются формальными. Я придаю им огромное значение. Потому что нет ничего более ценного, чем прямое общение с людьми, возможность услышать их мнение».

Про прошедший год
«Год как погода. Она не бывает плохая или хорошая. Погода — она и есть погода. Так и год — и плюсы есть, и минусы, как в жизни. Конечно, этот год связан с проблемой, которая всех нас беспокоит, — это пандемия коронавирусной инфекции. Но это проблема не только для нас, это проблема для всего мира».

«Эта проблема наложила отпечаток на все сферы нашей жизни. Что такое пандемия? Это локдаун, сокращение перевозок, рабочих мест, падение доходов. Всё это имеет место быть. Но при всем огромном количестве проблем, с которыми мы столкнулись, — а проблем море — и это море, океан, расплескалось по всему миру. Но можно с уверенностью сказать, что мы встретили эти проблемы достойно. Возможно, лучше, чем в других странах мира, которые по праву гордятся развитием своей экономики и социального обслуживания».

Показатели года
«На данный момент падение ВВП у нас 3,6%, это меньше, чем практически в ведущих странах ЕС, меньше, чем в США. В некоторых странах ЕС падение под 9%».

«У нас промышленное производство просело на 3%, главным образом за счет нефти. Но что приятно, где позитив — к ноябрю текущего года рост обрабатывающего производства 1,1%, рост сельского хозяйства РФ по итогам года может составить 2%. Надеемся, эту тенденцию удастся сохранить».

«Банковский сектор в весьма удовлетворительном состоянии, прибыль банков оценивается в 1 трлн 300 млрд рублей».

«Реальная заработная плата, надеюсь, подрастет у нас к концу года на 1,5–2%, к сожалению, при падении реальных доходов населения. Это связано в том числе с падением прибыли предпринимателей».

«Падение реальных доходов будет около 3%. Уровень безработицы подрос до 6,3%. Всё, что мы делаем по поддержке экономики, связано напрямую с поддержанием рабочих мест».

«Всё, что мы делаем по поддержке экономики и пострадавших сфер, связано напрямую с сохранением рабочих мест».

«Хорошим обстоятельством можно считать положительное сальдо торгового баланса. Госдолг у нас и так был минимальный. Теперь он снизился на 10 млрд. Мы меньше занимаем. У нас вырос резервный фонд. Ещё один важный позитивный показатель — 70% российского бюджета уже формируется не за счет нефтегазовых доходов. То есть мы еще не полностью, но постепенно слезаем с нефтяной иглы. Хотя зависимость еще очень большая».

Про здравоохранение
«Всё познается в сравнении. По сравнению с тем, что происходило в мире, конечно, наша система оказалась более эффективной. Я сейчас не говорю про недостаток лекарств и о других проблемах — мы это все видим. <…> Но в начале пандемии, когда пришел сигнал от наших друзей из КНР, мы сразу среагировали на границе и выиграли время, чтобы начать активную подготовку».

«Потребность в коечных местах у нас составляла 95 тыс., а готовность была 50%, а сейчас уже 120% — 270 тыс. мы развернули».

«По этому направлению у нас сейчас работает 150 тыс. врачей. А в целом медработников было около полумиллиона. Мы смогли быстро перепрофилировать медучреждения и выстроить систему подготовки персонала. Ввели доплаты в «красных зонах», быстро развернули производство средств индивидуальной защиты».

«Наша система здравоохранения и госуправление в этой сфере продемонстрировали готовность к быстрой мобилизации ресурсов и сделали это».

«Россия входит в тройку мировых лидеров по тестированию на COVID-19, а по данным ВОЗ, массовое тестирование — один из факторов прекращения пандемии».

О росте цен на продукты:
«Где-то растут объективно, рубль немножко просел. Меня задело, что цены выросли там, где это не связано с объективными причинами. У нас рекордный урожай. Хлеб, макароны в цене растут, с какой стати?»

Об экологической катастрофе в Норильске:
«Требования к “Норникелю” по ущербу от аварии очень высокие, компания должна отвечать за то, что сделано».

Об обнулении президентских сроков:
«У меня есть одно универсальное правило: надо понимать, пойдет то, что мы делаем, на благо страны, или нет. Для себя я еще не принял решение, пойду я в 2024 году на выборы или не пойду. Формально есть решение от народа. Потом посмотрю».

О расследованиях об окружении Владимира Путина:
«Эти вбросы всегда были и будут. Прочитать этот материал невозможно. Я его так полистал, конечно, но там такая компиляция, все навалено в одну кучу, что я так до конца и не дочитал. Там пишут “зять президента”, но в конце все же пишут, что бывший зять. Цель — это месть и попытка повлиять на общественное мнение в нашей стране».

О поправках к Конституции:
«Все хорошо в срок, в свое время. В 1993 году она принималась в сложных условиях, в условиях боевых действий в Москве, здесь люди гибли, танки стреляли по парламенту. Она помогла создать гражданский мир и базу для политического развития. Но сейчас у нас уже другая ситуация. И в связи с этим мы должны были внести изменения».

О прозрачности выборов:
«Россия беспрецедентно открыта для работы наблюдателей на выборах. Такой открытости, как у нас, вообще нигде в мире нет».

О возможности вмешательства в российские выборы:
«Конечно, в наши выборы будут вмешиваться, мы знаем об этом и готовимся. Главное — это чтобы наш народ отдавал себе в этом отчет и понимал бы, что им пытаются манипулировать извне».

О новых партиях:
«Нужно ли им (новым партиям) дать дорогу, это решают граждане, избиратели. Но наша политическая система развивается и дает возможность принять участие большему количеству партий и политических сил».

О вакцинации от коронавируса:
«Специалисты говорят о том, что вакцины предусмотрены для граждан в определенной возрастной зоне. Я прислушиваюсь к рекомендациям специалистов и пока ее не поставил. Но сделаю, как только это станет возможным. Что касается массовой вакцинации, не вижу никаких причин, не вакцинироваться, наша вакцина безопасная».

О невыплатах врачам надбавок за работу в «красной зоне» и нехватке бесплатных лекарств: «Где деньги? Вот это меня тоже очень интересует. Губернаторы докладывают, что все в порядке. Надеюсь, что это единичные случаи, но, похоже, что это не так. Будем разбираться».

О состоянии российской системы здравоохранения:
«Все познается в сравнении, и российская система оказалась более эффективной, чем другие. Проблем хватает, но все говорит о том, что наша система отреагировала адекватно».

О гонке вооружений:
«Гонка вооружений России и США началась после выхода Вашингтона из договоренностей по ПРО. Сейчас есть угроза еще и прекращения договора СНВ. Тогда вообще не останется никаких ограничений, связанных с системой вооружений».

Об отношениях России и Запада:
«По сравнению с вами мы белые и пушистые. Разве мы вышли из договоров по ПРО И РСМД? И что, вы, как страна НАТО, будете над нами летать и передавать информацию американцам? Вы же умные люди, почему вы думаете, что мы придурки?»

О Донбассе:
«Россия как поддерживала Донбасс, так и будет поддерживать. Мы даже будем наращивать нашу поддержку Донбасса».

Что по Ростову?
Наше издание интересовала точка зрения президента на такую проблему:
– Система МЭОК в Ростовской области подменяется сооружением обычных свалок на новых местах, да еще и по проектам, которые не отвечают требованиям экологии. Никаких современных технологий сортировки и переработки мусора не внедряется. По этому поводу в регионе назревает серьезная экологическая и социальная проблема, чреватая массовыми волнениями населения. Особенно в Левенцовском микрорайоне Ростова-на-Дону.

Ответ президента прозвучал так (хотя вопрос и был задан коллегами из Новосибирска):
-Я не думаю, что мусорная реформа тормозит. Есть много вопросов, связанных с организацией производства. Здесь есть несколько задач. Первое — это создать замкнутый цикл производства, когда отходы не идут на полигоны, а используются в других видах производства. Второе — добиться нормальной сортировки — чтобы к 2030 году всё соответствующим образом перерабатывалось.

Но вопрос даже не в этом, вопрос в том, чтобы вёлся прямой диалог с людьми на этот счёт. Люди должны знать, что поступает, откуда поступает, на каком основании поступает и в каком виде это будет дальше развиваться… И такой отрасли, как переработка бытовых отходов, в Советском Союзе и в новой России никогда не было, мы создаём её с нуля. И здесь, конечно, основные решения в целом приняты: создан федеральный оператор, созданы 200 с лишним региональных операторов, принята схема территориального планирования по решению этого вопроса.

Но чего, мне кажется, не хватает – точно совершенно не хватает прямого общения с гражданами. Нужно им показывать, что будет, как будет развиваться, где будет перерабатываться и где будут захораниваться пока эти отходы.

Главный редактор газеты «Наше время» спросила главу государства: «Ростовская область очень радовалась — у нас рекордный урожай в этом году. Но цены очень удивляют, и логически объяснить это невозможно. Почему это случилось?… Мы слишком много вывозим или слишком много завозим обратно? Вывозим зерно и подсолнечник, а завозим технологии выращивания скота, семена, оборудования для пищевой промышленности?» 

«Конечно, нам нужно повышать свою независимость. Это касается некоторых видов технологий, семян, направлений развития животноводства, — ответил президент. — Но это не связано с ценами. Цены связаны с конъюнктурой на мировом рынке. Скажем, по маслу и по сахару — сахара у нас поменьше собрали, но достаточно для внутреннего потребления. А на внешних рынках цены на сахар выросли, вот его и повезли на экспорт, а внутренние цены начали подтаскивать к тому, что есть на мировых рынках. Так и в нефтянке происходило».

Путин отметил, что производители считают, что они не должны терять на внутренних ценах, хотя на самом деле они ничего не теряют, ведь продукт производится в России.

«Производители считают свою упущенную выгоду, но не считают, сколько государство вложило в их развитие и сколько они получили из бюджета, пока достигли такого уровня, и как им помогало государство. У нас произошли изменения, экспорт стал выгоден, но при этом есть поддержка экспорта, то есть государство продолжало поддерживать вывоз. Это ошибка, об этом мы с коллегами и поговорили достаточно жестко. Надеюсь, это будет исправлено в ближайшее время», — отметил президент.

Он назвал недопустимой ситуацию, когда при рекордном урожае зерновых продолжается рост цен на хлеб, муку и макаронные изделия.

«Это ерунда какая-то, это отражается на людях и потому вызывает раздражение. Но это поправимо. Главное, чтобы административные действия не нанесли ущерба отрасти. Здесь лучше использовать рыночные механизмы, таможенное регулирование», — решил глава государства.

В Новый Год – без подарка?

“Я перед тем как сюда прийти посоветовался и с правительством, и с администрацией президента, и мы договорились о том, что страна, государство, мы тоже сделаем нашим детям подарок — небольшой, скромный, но тем не менее. Всем семьям, где есть дети до семи лет, всем выплатим по пять тысяч рублей”, — сказал Путин уже под конец пресс-конференции.

По данным Росстата на 1 января 2020 года, в стране проживало 14,4 млн детей возрасте от 0 до 7 лет включительно. Таким образом, на выплаты к Новому году государство потратит около 72 млрд. руб.

Так что же это было?
Сколько существует формат президентских пресс-конференций, столько сопровождают его слухи о постановочности всего мероприятия. Правда в том, Президент действительно тщательно готовится к своим встречам с прессой, это видно даже в онлайн-формате. А аргументы и факты в разговоре находит так быстро лишь потому, что хорошо представляет круг тем, волнующих в данный момент общество. Оттого и предвидит характер большинства вопросов, которые могут прозвучать.

Дело же Президента – во всем этом бедламе с предельно допустимой мерой откровенности не только отвечать на подобные вопросы, ведя разговор начистоту, но и непременно брать сказанное на встречах с прессой на заметку. Что Путин, как показывает практика, делает постоянно и скрупулезно. Ведь бывших разведчиков не бывает!

Иван Романов

* Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

поделиться

Добавить комментарий