Рождественский сочельник – Навечерие Рождества

Рождественский сочельник – день приготовления к празднованию Рождества Христова. В церквях, придерживающихся юлианского календаря, к которым принадлежит и Русская Православная Церковь, его отмечают 6 января. Его еще называют Навечерием и последним днем зимнего рождественского поста (именуемого также Филипповым), длительностью в 4 недели.

Что делают в этот день

Существуют различные гипотезы касаемо происхождения слова «сочельник». Согласно самой распространенной, название праздника происходит от славянского слова «сочиво» – рисовой или пшеничной каши орехами, медом, ягодами и изюмом, приготовляемой накануне Рождества. Для торжественного вечернего застолья в Сочельник славянские народы также традиционно использовали крупы, бобы, рыбу, фруктовые отвары (компоты).

В этот день многие христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления первой вечерней звезды – традиция, связанная с историческим преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа. Однако тут нет и не может быть какой-либо общей рекомендации. Христианский пост – прежде всего духовный, свидетельствующий о любви к Богу, на него обычно берется благословение у священнослужителя и он включает в себя не только ограничение в пище.

В память о яслях, в которых родился Христос, некоторые верующие традиционно декорируют стол сеном, ягодами и колосками, устраивают игрушечный вертеп под праздничной рождественской (новогодней) елкой.

Многие южноевропейские народы и христиане на Кавказе традиционно одаривают в этот день подарками своих близких. В России также сильна эта традиция. Приходы, братства, сестричества, воскресные школы и общественные организация в этот день организуют благотворительные обеды, утренники и прочие мероприятия.

История Праздника

Повечерие Рождества или Сочельник христиане стали праздновать с IV века вместе с Праздником Богоявления. Семьи традиционно одевались в свои самые лучшие убранства, украшали свое жилище, готовили праздничную еду. В центре стола, накрытого белоснежной скатертью, размещали композицию из пальмовых, цитрусовых или еловых (сосновых) ветвей и свечей. Дома было принято застилать сухой травой, соломой или сеном. Делалось это в качестве напоминания о том, что Христос родился в овечьем хлеву, а не в царских палатах.

Согласно текстам четырех Евангелий, Богородица и Иосиф прибыли в этот день в Вифлеем, дабы родить Иисуса в городе царя Давида. На основе этих текстов Церковь утвердила канон празднования Навечерия Христова уже в IV веке, тогда же были созданы тексты песнопений и элементов рождественских богослужений.

Празднование Церковью

Рождественский сочельник или Навечерие Рождества – особая дата. Священнослужители облачаются в белые ризы – символ Божественного света и чистоты. Так же, как и во время Богоявления, в этот день совершается служба с чтением Царских Часов (обычно на богослужении присутствовали императоры, цари) и Великая вечерня с длительной литургией Василия Великого, с чтением паремий и звучных рождественских стихир.

Длительные и торжественные богослужения образно и ярко подтверждают смысл и значение Рождества Христова, готовя ко встрече с Новорожденным Спасителем. Завершаются службы заамвонной молитвой и Великим водосвятием.

Народные приметы и суеверия

Вопреки здравому смыслу, слово «святки», означающее святое время и святой праздник, у ряда вроде бы верующих людей ассоциируется с гаданиями, мистикой, суевериями в Рождественский сочельник. Все это никак не связано со светлым Праздником Рождества и его Навечерием.

Так называемые «народные колядования» также никакого отношения к Рождественским праздникам не имеют. Церковь их также не приветствует. А под словом «колядки» могут скрываться не только песнопения, славящие Христа, но даже пошлые частушки и народные наговоры, с элементами «магических заклятий». Если христианин верит осознанно, а не играется в христианство, то обязательно обратит внимание на эти различия.

——————————————————–

Рождественские праздники – время, когда не только христиане, но и люди всех остальных вероисповеданий приглашают к себе своих родных и близких, даря друг другу столь дефицитную сегодня радость общения. Редакция «Левенцовка.Ру» искренне желает читателям крепкого здоровья и тепла домашнего очага!

Дмитрий Керасов

Фотография вертепа, установленного в приходе святого Георгия Победоносца (ул. 339-й Стрелковой Дивизии, 33)

поделиться

Добавить комментарий