Наступивший год несет с собой много изменений как для действующих автомобилистов, так и для будущих. В первую очередь – реформа процедуры сдачи экзамена на права. Она начнет работать уже в апреле. А ещё в 2021 году может измениться и возраст получения прав – ГИБДД инициировала допуск к вождению с 17 лет.
Сделать это можно будет с разрешения родителей и в сопровождении взрослых.
Во всяком случае, такой порядок предлагает Госавтоинспекция. Дорожная полиция направила на согласование в Госдуму документ с предложением разрешить управлять автомобилем с 17 лет.
Собственно говоря, экзамен в ГИБДД можно сдать в 17 лет уже сейчас. Но и после этого сесть за руль до совершеннолетия не получиться – удостоверение вам просто не выдадут. Если снижение возраста одобрят законодатели, получить права на руки можно будет уже в 17 лет.
Кстати, ещё в сентябре прошлого года предложение снизить возраст получения прав до 16 лет выдвигал депутат Госдумы Василий Власов. Идею он обосновал так: молодые люди из регионов неоднократно обращались с просьбой узаконить возможность перемещаться на машине из ближних пригородов на работу и учебу. Ведь многие водители из-за плохой работы общественного транспорта вынуждены садится за руль, не имея прав в силу возраста. Тем самым они нарушают закон. Предложение депутат направлял в ГИБДД.
Тогда активно против выступили страховщики. Они убеждены – снижение возраста для получения прав – верный путь к росту количества аварий неопытных водителей и увеличению рисков страховщиков. Текущее предложение ГИБДД о правах с 17 лет – промежуточный вариант. При этом после получения прав в 17 сесть за руль самостоятельно всё равно не получится: только в сопровождении совершеннолетнего наставника, имеющего действующее водительское удостоверение.
При этом Правительство России обязало ГИБДД публиковать данные о дорожных происшествиях с выпускниками автошкол, чей стаж составляет менее двух лет. Также нужно будет делать достоянием гласности данные по курсантам, провалившим экзамены в автошколах. Все сведения будут в открытом доступе. А на основе этих данных сама ГИБДД будет принимать решение о внеплановых проверках в автошколах, ученики которых часто попадают в ДТП или плохо сдают экзамены.
Что касается экзаменов, то в 2021 году принимать их начнут по новой схеме. Самое главное изменение – объединение площадки и города. Именно это изменение откладывалось несколько раз, последней датой значилось 1 октября, но пандемия и карантин перенесли реформу на 21 апреля 2021-го.
Как следует из проекта постановления, который был опубликован МВД, отведенное на сдачу практического экзамена время теперь строго регламентировано – это всего 30 минут для категорий «B», «C», «D» и подкатегорий «C1», «D1». Дополнительные 20 минут выделены на подготовку к экзамену, а результаты будут выдаваться не позднее, чем через 10 минут после тестирования. Хотя на практике инспектор обычно озвучивает кандидату вердикт еще в машине.
Отныне при проведении экзамена в учебном автомобиле помимо водителя и экзаменатора смогут находиться инструктор из автошколы и другие кандидаты в водители, а также должностные лица из органов внутренних дел. Весь экзамен будет записываться на видео. Водительские умения кандидатов инспекторы начнут оценивать сразу в городе – элементы с площадки придется выполнять прямо на улицах.
Экзамен будет более сложным : обучающиеся не будут знать точный маршрут, а также где и какие элементы их попросят выполнить.Водителям станет известен только примерный список улиц, дорог и территорий, где нужно будет проехать с экзаменатором.
Если же экзамен сдан успешно, то и права выдадут нового образца. Собственно, они появились ещё в августе, но в этом году будут выдавать только документ, соответствующий международным нормам.
Главное отличие заключается в том, что раньше на водительском удостоверении россиян были надписи только на русском языке, что не давало водителям возможность использовать права в других странах. Сейчас же этот недочет исправили.
В верхней части лицевой стороны на правах теперь расположены надписи, обозначающие название документа, на трех языках: русском, французском и английском. Благодаря изменениям форму водительского удостоверения, хоть и с большим опозданием, всё-таки привели в соответствие законодательству и нормам международного права, включая положения венской Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. Согласно это документу, жители ратифицировавших его государств, в число которых входит и Россия, могут путешествовать по этим странам с правами национального образца.