– Областные льготники из городов и поселков ростовской агломерации – например, Аксая или Батайска, приезжают в областной центр, где используют при проезде в городском транспорте полученные у себя в муниципалитетах различные бумажные удостоверения.
При этом все льготники, зарегистрированные в областном центре, имеют транспортные карты. Поэтому все их поездки учитываются, и расходы транспортников на перевозки «своих» льготников город компенсирует. Перевозки же льготников областных учету не поддаются.
Примерно так депутаты городской думы объясняли хроническую нехватку средств у транспортных предприятий Ростова на заседании постоянной комиссии по транспортному обслуживанию населения.
– Есть льготники, поездки которых не оплачиваются. Оплата происходит только по электронным картам, а по бумажным носителям с 1 ноября 2018 года оплачивать перестали, – констатировал председатель комиссии, руководитель совета директоров «АТП №5» Магомед Дарсигов.
Причём транспортники считают, что среди льготников много «липовых». И чем выше тариф на проезд в общественном транспорте – тем больше становится «льготников», которые не платят. Иначе сложно объяснить, почему после очередного повышения доходы АТП не выросли.
– Дальше поднимать тарифы никто не будет. Нам нужно сначала разобраться с этими льготниками. Вы можете поднимать тарифы сколько хотите, а количество тех, кто ездил бесплатно, только увеличится за счет фальшивых удостоверений. Едет полный автобус, а из пассажиров только половина платит за проезд. Я два месяца тому назад поехал на трамвае. В нем проехало 42 человека, а заплатило только двое… Каких только фантиков нет на руках у «льготников»! – посетовал Дарсигов на заседании.
В итоге автотранспортные предприятия страдают, в первую очередь, из-за нехватки водителей. Не идут они туда работать из-за низких зарплат. Именно поэтому автобусы подолгу стоят на больших остановках – водители стараются набрать как можно больше пассажиров, которые заплатят за свой проезд рублем, а не демонстрацией бумажки.
– Множество проблем можно было бы решить, если бы поездки «липовых льготников» были пресечены, а за настоящих льготников из ростовских пригородов заплатил бюджет, – уверены депутаты.
Ведь и в самом деле, довольно подозрительна ситуация, когда льготники того же Батайска, «не берут электронные карты». Возникает вопрос – то ли льготники по непонятным причинам предпочитают пользоваться бумажными удостоверениями, то ли их карты где-то на кого-то «работают».
На заседании комиссии за транспортников вступился член общественной палаты Ростова-на-Дону Николай Ларин. Он предложил такой вариант: разрешить проезд в общественном транспорте только по электронным картам.
– Уже три года автотранспортные компании, по большому счету, обворовываются. Если за муниципальных предприятий настоятельно попросят дофинансировать, чтобы они не обанкротились, то за частные АТП никто не будет ходатайствовать, – обеспокоился активист.
Чиновники, в лице директора департамента транспорта Христофора Ермашова и директора департамента соцзащиты населения Ростова Ирины Шуваловой, на это отвечали, что их учреждения не несут ответственности за иногородних льготников.
Очевидно, что нужны решения на областном уровне. Ни выдавать электронные карты льготникам из области, ни запрещать «фантики» ростовская власть не может.
Итог дебатов был таким – депутаты и чиновники должны разработать конкретные предложения, чтобы представить ее в областные органы власти.