Микрорайоны – постсоветский продукт, прижившийся в современной России, но реализуемый из рук вон плохо в подавляющем числе отечественных регионов. В 60-е годы такой формат застройки приветствовался государством, которое и было единственным заказчиком проектов. Они часто формировались вокруг промышленных объектов и заводов – в панельки заселяли рабочих.
Европейцы осознали минусы такого решения через десятилетие после старта застроек в Союзе и отошли от такого формата зонирования городов. А вот в России микрорайоны, как пережиток союзных времен, знакомы каждому не понаслышке, вместе со всеми проблемами, которыми они насыщены.
Какие оптимизировать структуру развития периферии? Может ли словосочетание «мой микрорайон» звучать гордо?
Переизбыток людей
Спальные районы всегда густонаселены, но не обеспечены должной инфраструктурой. Помимо обычной ситуации, когда жителю микрорайона приходится ехать в центр, чтобы совершить покупки или устроить свой досуг, есть и другая сложность. Из-за никем и ничем не ограниченных темпов застройки, в спальниках зачастую банально не хватает мест для школ и детских садов, а очереди в больницах достигают абсурдистских масштабов.
Так, например, в Суворовском, молодом микрорайоне, собраны все перечисленные проблемы. Здесь пока нет достойных досуговых центров, нет достаточного количества объектов социальной сферы здесь нет. Зато застройка идет полным ходом, предлагая все новые и новые квартиры в спальнике по куда более демократичным ценам, нежели в центре города. Это типичная для российских микрорайонов ситуация, но бороться с ней никто не спешит.
Застройка в Суворовском микрорайоне
Пробки
Прямо вытекающая из плотности населения в микрорайонах проблема – извечные пробки в часы, когда горожане едут на работу или возвращаются с нее. В микрорайоне Платовский донской столицы ситуация с транспортным коллапсом достигла апогея в январе текущего года. Тогда люди были вынуждены идти пешком вдоль автодороги, чтобы сесть в транспорт в менее напряженном по трафику месте и не опоздать к месту назначения.
Жители пожаловались властям, а те объяснили: да, выезд из микрорайона всего один, поэтому пробки в часы пик и образуются. Этологично, но проблема совершенно очевидна еще на этапе планировки застройки микрорайона. Многоквартирных домов много, планов на появление новых – еще больше, а выезд – один. Но строительство согласовывается и разрешается сверху, без постановки каких бы то ни было условий по обеспечению новой транспортной развязки. Да и экология при таких напряженных передвижениях лучше не становится.
Пробки от подъездов в микрорайоне Платовский
Парковки
Чтобы позволить себе не проводить уйму времени в общественном транспорте, россияне все чаще стараются иметь личные автомобили. Стремление понятное и объяснимое, но вот комфортно припарковать своих железных коней можно далеко не всегда. Отсутствие нормального паркинга – еще одна крайне распространенная и болезненная тема, которая часто подстегивает и межличностные конфликты среди населения. Каждый хоть раз слышал историю, когда занявшему место у дома водителю спускают шины или заливают капот зеленкой.
При этом в такой ситуации виновником положения не всегда является несознательны водитель. В Левенцовском микрорайоне машинами усеян буквально каждый квартал – этим болеют почти все современные крупные микрорайоны в России. Парковочные места, как таковые, не оборудованы, поэтому и свои авто водителям приходится оставлять где придется. С легкостью можно представить, какие сложности это создает участникам движения. При этом можно решить проблему очевидным способом, еще на этапе планирования – построить подземные парковки.
“Паркинг” в Левенцовке. Фото: Елена Капустина
Скудное районное оснащение досуговыми зонами
Совершенно привычная для россиянина ситуация: двор – это детская площадка и пара скамеек. И то – в лучшем случае. Большинство никогда не слышало ни о лаунж-зонах, ни о функциональных арт-пространствах, ни о местах для сбора групп населения из одного района по интересам. Да, это возможно. И нет, это не дорого. Урбанистика знает уйму примеров внедрения таких решений, которые часто обходятся куда дешевле, чем одна неудобная детская площадка, торжественно открытая районной администрацией.
Насыщение спальников досуговыми пространствами даже в рамках дворовых территорий способно решить множество привычных нам бытовых сложностей, которые, к сожалению, кажутся нам настолько привычными, что и жаловаться на них как-то несподручно.
Российские чиновники в очередной раз торжественно открыли… лавочку. На 85-тилетие района.
Здесь могло быть функциональное пространство.
Депрессии и расстройства
Централизация городской планировки приводит к закономерному итогу. Жить в центре – дорого, такой вариант могут позволить себе отнюдь не все. В Ростове поближе к «старому фонду», то есть его центральной исторической части, все чаще стараются переезжать семьи с детьми, чтобы обеспечить более комфортное существование. Те, кто ютится в «человейниках», ежедневно созерцая плохую инфраструктуру и совершенно формальное благоустройство, да еще и вынуждены тратить часы на дорогу в общественном транспорте, приобретают различные ментальные дисфункции. Таким образом, спальные микрорайоны становятся даже некоей духовной ловушкой.
Проблема и в новой волне безыдейной застройки. Дома, хоть и новые, проектируют без каких-либо архитектурных изысков. Ежедневное лицезрение одинаковых огромных высотных коробок, по мнению психологов, подсознательно создают у человека ощущение собственной незначительности, ничтожности. Такой новострой не обладает «харизмой» или индивидуальностью, обезличивает население, что еще больше убивает в человеке вкус к жизни.
Хрестоматийный пример – Красный Аксай, сплошь усеянный совершенно одинаковыми высотными сооружениями. Так проектируют сегодня российские микрорайоны – жители жалуются и на качество застройки: на словах и наглядно им демонстрировались сплошные преимущества такого приобретения, но после года проживания некоторые квартиры, что называется, трещат по швам. Да и о комфорте личного пространства никто из дающих разрешения на эксплуатацию не задумывается. Аксайцы слышат диалоги соседей равно так же, как их слышат другие обитатели ипотечных «человейников».
Вид из окна в Красном Аксае
На фоне всего вышеописанного у жителей некачественно обустроенных микрорайонов все чаще развиваются депрессии, тревожности, нарушения сна и панические атаки. Отметим: среди 1117 российских городов, включая миллионники, с избытком тех, где и центр – такой же спальник.
Везде же так!
В силу сформировавшейся в социуме пагубной тенденции к оправдыванию всего и вся, россияне могут противопоставить именно такой лозунг. Здесь, дескать, вам не Европа, у нас самобытное государство и градостроение ему под стать. Вот только проблема уходит куда более глубоко. Так, известный журналист, блогер и общественный деятель Илья Варламов не раз обращал внимание населения к проблеме спальников.
«Состав населения микрорайонов очень смешанный, но если не обращать внимания на их проблемы, постепенно эти городские территории деградируют. А в условиях массовой микрорайонной застройки это может стать проблемой огромного масштаба», – написал Варламов в одной из статей на своем сайте.
Готового шаблона решения для всех проблем разом, к сожалению, нет. Но достучаться «до верхушки» все же можно. Поэтому, в первую очередь, решение стоит искать в «воспитании» жителей микрорайонов. Сейчас ощущение частной собственности у многих россиян ограничено порогом их квартиры. К счастью, на Юге России ситуация не настолько патовая – в городах очень развит частный сектор, но популярность «человейников» все же увеличивается.
Если посмотреть на примеры ближнего зарубежья, то мы увидим простую закономерность. Инициировать предложения к градоуправленцам можно и нужно, но делать это стоит массово, совещаясь и действуя сообща. Одному человеку чего-то добиться действительно сложно, но в каждом новом ЖК, как правило, живет более тысячи таких же недовольных. Микрорайоны вмещают в себя десятки тысяч таких. Среди них обнаружить неравнодушных куда проще, чем кажется на первый взгляд.
Само собой, на такие обращения обязаны реагировать власти. Вообще, они должны предотвращать и само появление этих обращений еще на этапах застройки спальников. Застройщик ищет выгоды с минимизацией возможных затрат, но именно управленцы по своим должностным обязанностям обязаны вставать на место тех, кто будет жить в очередном «человейнике» и действовать сообразно ситуации прежде, чем она станет проблемной.
Оптимальным решением к предотвращению сложностей спальников будет простое появление в ведомственных органов урбанистов. Сейчас профессия практически не существует в России, что и видно по количеству существующих проблем. Такое простое действие, как внедрение в структуры специалистов, могло бы помочь по всем фронтам. И властям, отвечающим перед населением за их неурядицы, и самому населению, утомленному жизнью в непригодных для нее микрорайонах.
Софья Пономарева
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции