Юбилей «Победы»: первому массовому советскому автомобилю – 75

Юбилей «Победы». Сегодня 75 лет первому массовому советскому автомобилю ГАЗ-М-20. Создавался он в самый разгар войны на полуразрушенном Горьковском заводе.

Зеленый свет «Победе» дал лично Сталин.

Существует версия, что автомобиль хотели назвать «Родина», но, когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почём мы будем Родину продавать?».

И вообще, ему сначала машина не понравилась. Когда же вместо «Родины» предложили «Победу», сказал: «Не велика победа!».

Но мог ли он знать тогда, что эта машина станет действительно победой советского автопрома!

Однако, на самом деле это просто красивый миф, поскольку с самого начала проектирования будущего автомобиля  было передложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы Советского народа над гитлеровской Германией.

Название «Родина» предлагалось для следующей модели, М-21.

В разгар войны в 43-м ковалась «Победа» на полуразрушенном Горьковском заводе.

Пока с конвейера выпускали танки и «Катюши», инженеры работали над передовой легковушкой. Своих методик не было, как и специалистов по моторам.

В фильме «Весна» всё правда. Первые машины глохли, не заводилась. Любови Орловой «Победа» досталась нелегко. Революционная модель давала сбои – первый послевоенный автомобиль Советского Союза. Но зато какой!

ГАЗ-20-М стал первым автомобилем в Союзе с несущим кузовом, c багажником и печкой. Установили поворотники и стоп-сигнал.

Для своего времени прогрессивный двигатель, четырехцилиндровый, компактный. Имел небольшой расход топлива, 10 литров. Впервые появилось радио, впервые появились часы – этот элемент роскоши.

Всего в рамках 1-й производственной серии до августа 1948 года успели собрать 1700 машин, низкое качество сборки и производственные дефекты которых вызвали шквал возмущения у потребителей, среди которых были ответственные работники, а также государственные и общественные учреждения достаточно высокого ранга. Одной из главных претензий был низкий потолок в задней части салона, из-за чего пассажиры-военачальники были вынуждены снимать головной убор.

На основе полученных рекламаций 1 сентября 1948 года конвейер был остановлен до устранения обнаруженных недостатков Директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов, несмотря на прежние заслуги, был освобождён от занимаемой должности, а главный конструктор завода Липгарт сохранил своё место лишь благодаря заступничеству министра.

Из-за спешки с запуском в серию испытания «Победы» изначально велись по ускоренной программе, не позволявшей в полной мере выявить дефекты в её конструкции. Теперь же благодаря вынужденной паузе в производстве появилась возможность провести полноценные испытания автомобиля. По их итогам в конструкцию автомобиля были внесены необходимые изменения.

Проведённые в связи с вынужденной остановкой конвейера работы затронули 346 деталей и более 2000 задействованных в производстве инструментов и приспособлений, включая использовавшиеся для изготовления кузова штампы, потребовали полного переиздания всей конструкторской документации на автомобиль. Для сборки модернизированного автомобиля был выделен новый цех с более совершенными конвейерами кондукторного, а не ленточного типа, что позволило резко повысить уровень культуры производства

Покрасоваться в «Победе» мечтал каждый, но не каждый мог себе этого позвонить. Машина стоила 16 тысяч рублей при зарплате в 400. Поэтому автомобиль покупали в основном заслуженные руководители предприятий, профессора, дипломаты.
Юбилей «Победы»
Если все же за руль посчастливилось сесть молодому человеку, то все понимали: это «Победа» родителей.

Всего до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

Сейчас «Победу» можно увидеть на выставках и на разнообразных автопарадах.

поделиться

Добавить комментарий