Компания Bonus BioGroup разработало лекарство от поражения легких при COVID-19, сообщает сайт «Вести. Израиль по-русски».
Компания Bonus BioGroup, базирующаяся в Хайфе, занимается тканевой инженерией и клеточной терапией. До пандемии ее сотрудники разрабатывали костные протезы из живой ткани для лечения костных дефектов, сложных переломов и остеопороза.
В больнице «Рамбам» на днях начинается второй этап испытаний нового препарата MesenCure. Во время первой фазы испытаний девять человек, госпитализированных с тяжелым поражением легких, выздоровели за несколько дней.
–MesenCure представляет собой взвесь человеческих клеток, выращенных в лаборатории, эту взвесь вводят внутривенно. Клетки попадают в легкие и благодаря модифицированным и усиленным свойствам подавляют местное воспаление и позволяют больным выздороветь, – говорит начальник отдела разработок компании доктор Дрор Бен-Давид.
После успешных лабораторных испытаний на животных медики протестировали свой препарат на пациентах больницы «Рамбам» в Хайфе.
–Препарат вводили тяжелобольным накануне введения в искусственную кому и подключения к аппаратам ИВЛ. Обычно у этих больных очень низкая сатурация, высокие показатели маркеров воспаления, и они нуждаются в респираторной поддержке. Обычные методы лечения уже не помогают им, – рассказывает Бен-Давид.
В эксперименте участвовали десять больных. Лекарство вводилось в три приема, через день после завершения лечения препаратом девять пациентов выздоровели и выписались. Один больной умер.
Российские специалисты, пишут «Новые Известия», весьма осторожно отнеслись к этой новости.
Известный блогер, молекулярный биолог Ирина Якутенко на своей странице в ФБ так объяснила скептицизм научного сообщества относительно израильской сенсации:
-Пока нет надежных данных о новом препарате, лишь утверждения разработчиков о своем успехе в эксперименте с десятью пациентами при отсутствии контрольной группы. Нет ни публикации с точными данными в научной прессе, ни даже пресс-релиза. Далеко еще и до полноценных испытаний третьей фазы.
-Ну и выписка на следующий день – это очень странно, 70% повреждения легких и другие нарушения так быстро не восстанавливаются.
Вижу четыре варианта:
а) пациенты были не так уж и больны;
б) может, когда-то и были больны, но стандартная терапия и их собственный организм уже справились с последствиями ковида;
в) произошло чудо, и стоит попробовать новый препарат не только для лечения, но и для воскрешения;
г) кто-то что-то недоговаривает, – написала Якутенко.
Отдельная тема -тот факт, что израильские разработчики предлагают терапию стволовыми клетками, а это новое направление с пока еще не до конца изученными рисками.
Есть данные, что стволовые клетки могут приводить к образованию тромбов. Кроме того, их применение ассоциировано с риском онкологии – стволовые клетки тоже неконтролируемо делятся.
Сообщение об успешных испытаниях нового препарата для лечения вирусной пневмонии при Covid-19 прокомментировал профессора, член-корреспондента РАН, зав.лабораторией Института молекулярной биологии Петр Чумаков:
-В Израиле достаточно либеральное законодательство. Во многих странах эксперименты с препаратамм, сделанными на основе клеток человека, запрещены. В России также действует закон «О биомедицинских клеточных продуктах», который подобные исследования не одобряет.
В Израиле охотно идут на подобные эксперименты, в других странах закон это попросту не разрешает.
Вообще, данные об этом препарате в открытых источниках представляются сомнительными, детальной информации мне как ученому не хватает. Как молекулярный биолог, работающий с клетками человека, могу сказать, что простых и быстрых решений в таком вопросе не бывает.
Биолог, исследователь методов лечения коронавируса Вениамин Зайцев-Фридштанд также скептически оценил новый препарат, об испытаниях которого сообщили израильские врачи:
-Стволовые клетки, которые используют в этом препарате, как известно, имеют свойство делиться неконтролируемо и даже перерастать в раковые клетки. К тому же это маленькое исследование, в нем приняли участие всего 10 пациентов. Контрольной группы не было. Помимо этого, препарата, пациенты также проходили стандартный протокол лечения. Что именно помогло – трудно сказать.
В российских клиниках сложилась практика лечения ковида плазмой крови переболевших. Но сейчас эффект этого лечения представляется спорным: вирус мутирует, появляются новые штаммы. Возвращаясь к препарату израильских ученых. Тут, мягко говоря рано о чем-то говорить. В рандомизированных клинических исследованиях одного из препаратов для лечения приняли участие более 20-и тыс.человек, и тем не менее их не признали эффективными. А тут речь о 10-и пациентах на смешанном курсе лечения. Доверия это не вызывает, – заявил Вениамин Зайцев-Фридштанд.