В 2020 году сознательно отказались обращаться к врачам 29% россиян. Это следует из данных Росстата, опубликованных в ежегодном отчете «Комплексное наблюдение условий жизни населения».
В страховые компании за этот период поступило больше 4 млн. обращений, в том числе жалоб.
Причины явления очевидны.
В период «пандемии» многие учреждения здравоохранения перепрофилировались на борьбу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, что существенно усилило провалы в отечественной системе здравоохранения.
«Пандемия» COVID-19 внесла свои коррективы и в увеличение сроков ожидания медицинской помощи – на это было отдельное постановление Правительства РФ. В соответствии с ним, в 2020 году ограничения в оказании медицинской помощи распространялись только на плановую медицинскую помощь (за исключением онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения и сахарного диабета).
Но на деле оказалось иначе: отказы в оказании медицинской помощи встречались даже при экстренных и неотложных заболеваниях.
Несмотря на звучавшие бессмысленные призывы не посещать медицинские организации без крайней необходимости, очереди на прием к врачу и проведение исследований существенно увеличились.
Как следствие, возросло недовольство пациентов работой медорганизаций и качеством оказываемых медицинских услуг.
Среди основных проблем – долгое ожидание и необоснованный отказ в медицинской помощи.
Среди основных причин, из-за которых граждане отказывались от получения медицинской помощи, Росстат называет: неудовлетворительную работу медучреждений – 34,8%, сомнения в эффективности лечения – 24,6%, отсутствие свободного времени на посещение врачей – 16,1%, убежденность в том, что необходимое лечение возможно только на платной основе – 15,6%.
По данным же опросов ВЦИОМ, с 2006 года доля россиян, которые обращаются за медпомощью по ОМС медленно снижается, зато более чем в 2 раза выросла популярность платных медицинских услуг.
Среди мер, которые могли бы улучшить качество медицинской помощи, по мнению россиян, могли бы быть – формирование заработной платы врача, исходя из качества его работы (38%), усиление контроля за профессиональным уровнем врачей (35%) и введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения (31%). При этом качество медучреждений должно оцениваться со стороны независимых от Минздрава структур – так считают 83% россиян.