Жизнь водителей в наступившем году изменится: отмена обязательного технического осмотра (ТО) и введение штрафа за отсутствие диагностической карты, уголовная ответственность за превышение скорости и выезд на встречку, новые правила получения медсправок, ужесточение контроля за снегоходами. Все это ожидает автовладельцев в 2022 году, пишет “Ъ”. Соответствующие законы уже приняты.
На фоне этого продолжается обсуждение нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), Правил дорожного движения (ПДД) и законопроекта о запрете эксплуатации неисправных автомобилей.
Что точно вступит в силу
Отмена обязательного техосмотра
30 декабря 2021 года заработали поправки в закон о ТО (действуют с момента опубликования). Обязательный регулярный техосмотр теперь нужен только для коммерческого транспорта (автобусов, такси и грузовиков), а также для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случае их постановки на учет и при изменении конструкции (диагностическую карту нужно будет предъявить в ГИБДД). Во всех остальных случаях ТО для владельцев легковых автомобилей стал добровольной процедурой.
Причем уже с 1 марта владельцы всех транспортных средств, для которых ТО остался обязательным (автобусы, грузовики и такси), будут получать штрафы 2 тыс. руб. за проезд под камерой на машине без оформленной диагностической карты. Постановления будут приходить в автоматическом режиме не чаще чем раз в сутки. Владельцев легковых автомобилей новый штраф не коснется.
В начале января (через 10 дней после официального опубликования) начнет действовать новая редакция УК, согласно которой можно будет попасть в тюрьму за вождение без прав одновременно с третьим подряд превышением скорости на 60 км/ч или выездом на встречную полосу движения. Поправки готовились Госдумой в конце года для борьбы с автоблогерами, снимающими агрессивную езду на видео для публикации в соцсетях.
Новые правила получения медицинских справок
С 1 марта по новым правилам медицинского освидетельствования водителей, у которых врач обнаружил клинические признаки наркотической зависимости (тремор рук, следы инъекций на венах, чрезмерно низкий пульс и т. д.), будут направлять на обязательный лабораторный анализ мочи. Если в биоматериале найдут наркотики, то гражданину не выдадут медицинскую справку, необходимую для обмена, получения или возврата водительских прав.
Ужесточения для владельцев багги и снегоходов
С 3 июля вступает в силу федеральный закон «О самоходных машинах и других видах техники», вводящий новую процедуру «запрета эксплуатации» для неисправных снегоходов, квадроциклов, болотоходов и других видов внедорожной техники. Она будет применяться при неисправностях рулевой и выхлопной систем, неработающих фарах, стоп-сигнале или отсутствии номерного знака. При выявлении нарушений инспекторы Гостехнадзора будут ставить специальные блокираторы или эвакуировать технику на штрафстоянку (механизм до конца еще не проработан).
Что будет обсуждаться
В конце 2021 года по-прежнему оставалась неясной дальнейшая судьба Правил дорожного движения.
Существуют готовые проекты поправок в ПДД. Но их не принимают из-за споров между федеральными ведомствами.
Минюст считает, что правила нужно переиздать целиком, Минтранс и МВД уверены, что достаточно поправок. Вероятно, дискуссия продолжится в 2022 году, поэтому сроков принятия и вступления в силу документов пока никто не знает.
Продолжится обсуждение и проекта нового КоАП от Минюста, который готовится с 2020 года, планировался к вступлению в силу еще в начале 2021 года, но он до сих пор даже не внесен в правительство.
В ноябре стало известно об очередной версии кодекса, куда вошли разнообразные скандальные инициативы МВД и регионов по борьбе с нарушителями ПДД: санкции за систематические нарушения, опасное вождение, парковку автомобиля на газоне, выбрасывание мусора из транспортного средства, пьяное вождение и т. д.
В правительстве находится на рассмотрении ещё и проект закона, который наделит инспекторов ГИБДД новыми полномочиями: они смогут через процедуру «запрещения эксплуатации транспортных средств» изымать СТС у водителя, если тот отказывается устранить опасные неисправности в автомобиле и пройти внеочередное, ТО. Проект закона был впервые представлен еще в 2020 году, затем дорабатывался. О коррупционной емкости подобной законодательной новеллы легко можно догадаться.