QR- код с недавнего времени поселился на платёжных документах управляющих организаций ЖКХ и поставщиков коммунальных ресурсов. И россиян уже возникли проблемы при считывании QR-кодов на квитанциях за услуги ЖКХ с помощью камеры смартфона: при использовании такого кода не происходит автоматическое заполнение реквизитов управляющей компании в мобильном приложении банков. Приходится вводить их вручную.
На это обратила внимание Ассоциация банков России (АБР) и обратилась с письмом в правительство, пишет «Газета Ру.
Минстрой рекомендовал главам регионов провести разъяснительную работу с поставщиками услуг ЖКХ.
В письме в правительство банкиры указали на риски из-за того, что при использовании QR-кода нет автоматического заполнения реквизитов управляющей компании в мобильном приложении банков. Когда клиент вынужден самостоятельно указывать недостающие реквизиты, он чаще допускает ошибки и неправильно переводит оплату. Это может привести к повышенной комиссии для плательщиков, уточнили в АБР.
–Причина в том, что организации ЖКХ допускают нарушения при размещении QR-кодов на квитанциях. Они размещают коды со сведениями из “Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах”», — отметили банкиры.
Нопо закону, в квитанции должен быть указан код, предусмотренный госстандартом.
В этом случае в QR-код должны быть включены обязательные реквизиты платежа: наименование управляющей компании, БИК, номер корреспондентского счета получателя.
– Сейчас QR-коды на квитанциях не соответствуют этим требованиям, — говорится в письме.
Вице-президент АБР Алексей Войлуков рассказал, что письмо в правительство направили из-за обращения банков из разных регионов.
-Только органы исполнительной власти субъектов федерации уполномочены контролировать соблюдение качества, объем и порядок предоставления коммунальных услуг. Поэтому Ассоциация обратилась в правительство с просьбой оказать содействие в обеспечении корректности формирования QR-кодов на платежных документах организациями-поставщиками услуг ЖКХ, – пояснил Войлуков.
В АБР уточнили, что письмо из правительства поступило в Минстрой. Министерство переслало это обращение главам субъектов России и попросило обратить внимание на проблему, разобраться в ситуации. Ведь оплата услуг ЖКХ — это регулярный платеж для абсолютного большинства взрослых россиян, поэтому важно быстро решить проблему.
В ведомстве уверяют, что проблема не распространилась широко.
–Минстрой рассмотрел письмо АБР о формировании QR-кодов для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Исходя из обращений, поступающих в Минстрой, вопрос отсутствия автоматически заполненных реквизитов управляющей организации при использовании QR-кодов на платежных документах носит скорее исключительный характер, — рассказали в пресс-службе министерства.
По словам представителей ведомства, управляющие компании должны определять и вносить данные, которые считываются при сканировании QR-кодов для оплаты жилищно-коммунальных услуг. А письма главам регионов направили «для профилактики нарушений обязательных требований при формировании и размещении на платежных документах штрих-кодов».
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал уточнил, что проблему с нанесением QR-кодов должны решить управляющие компании, по заказу и по указаниям которой формируются платежные листы.
–Скорее всего такой QR-код просто некорректно оформлен, его исправление — это несложная процедура. Для этого нужно четко определить, в чью пользу формируются платежи. Фактически, QR-код требуется дополнить, чтобы вернуть удобство платежей. Нужно, во всех смыслах, решить проблему с умом, – уточнил Сигал.
С ним согласен исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст. Эксперт не уверен, что возникающие ошибки — это результат каких-то злонамеренных действий со стороны предприятий ЖКХ.
Главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников пояснил, что за правильность формирования кода отвечает его создатель, то есть управляющая компания. А банки в данном случае — просто передаточное звено между плательщиком и управляющей компанией.