Скидки и акции в магазинах остались в прошлом, а ажиотажный спрос переместился с сахара на стиральные порошки и средства гигиены, пишет «РГ».
Чиновники заверяют: несмотря на приостановку инвестиций отдельных западных компаний и сложности в логистике, в стране достаточно запасов бытовой химии. Сдержать шквальный рост спроса отчасти сможет отказ поставщиков от акций и скидок. Это также позволит им сократить издержки в условиях роста себестоимости, нестабильных поставок сырья и упаковки.
Риски дефицита подгузников, средств личной гигиены и бытовой химии в России отсутствуют, заявил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
По его словам, запасов этих товаров в стране хватит на шесть месяцев, сырье закуплено на три месяца вперед.
-Мы производим бытовой химии больше, чем потребляем. У нас избыточные мощности, поэтому нет никакой необходимости делать стратегические запасы. Бытовая химия всегда будет на полках, – утверждает Евтухов.
Иностранные производители в большинстве своем перенесли производство на территорию России. Кроме того, есть российские производители.
Так, предметы личной гигиены производят в стране более 15 заводов. Но часть сырья поставляется из-за рубежа, а с этим сейчас наблюдаются сложности. ¬Чтобы перенаправить потоки, требуется время.
По данным аналитиков, только за первую неделю марта продажи стиральных порошков выросли на 47%. В магазинах сметают памперсы и прокладки.
Подхлестывают спрос заявления иностранных компаний о росте отпускных цен. Например, недавно крупный производитель бытовой химии и товаров для гигиены – американская корпорация Procter & Gamble (Ariel, Fairy, Pampers, Gillette) – заявил о повышении цен в среднем на 40%. Компания объяснила это ростом затрат на логистику, закупку материалов и ослаблением рубля, отмечал “Коммерсантъ”.
На фоне ажиотажного спроса поставщики отказываются от проведения промоакций. Так, в Х5 (торговые сети “Пятерочка”, “Перекресток”, “Чижик”) “РГ” рассказали, что ряд поставщиков отказались от промоакций еще с конца февраля.
Это позволит им сократить издержки в условиях нестабильных поставок сырья и упаковки и роста себестоимости, сейчас поставщики столкнулись с беспрецедентным экономическим давлением, вызванным нарушением международных цепочек поставок, логистическими и финансовыми сложностями. Ситуация осложняется тем, что объемы заказов со стороны сетей выросли в разы.
Промоакции же должны стимулировать продажи, а сейчас в этом нет необходимости: спрос ажиотажный, а из-за разрыва производственных цепочек и приостановки деятельности ряда иностранных копаний на складах запасов многих товаров меньше обычного.
Такое тревожное поведение потребителей небеспочвенно. В начале «пандемии» россияне тоже скупали гречку и туалетную бумагу. Но сейчас проблема глубже. Даже отечественные предприятия завязаны на поставку компонентов, которые производятся в разных странах. И такая практика нормальна и характерна для всего современного мира. Поэтому, когда случается сбой поставок компонентов, целые предприятия могут уйти в вынужденный отпуск, пока не цепочка не будет восстановлена. Например, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК) приостановил выпуск офисной бумаги, который, казалось бы, не зависит от импорта, поскольку производится из отечественной древесины. Но предприятие столкнулось с нехваткой импортных химических реактивов.
Тем не менее отмена скидок и акций – исключительно временная история. Тот же ажиотажный спрос на сахар приведет к тому, что потребители закупятся им на год вперед. А значит потом будет провал продаж. Когда производственная цепочка восстановится, продукция станет поступать на рынок в нужном объеме и спрос будет удовлетворен, продажи встанут. Рынок окажется затоварен, и продать товар без стимулирования спроса окажется невозможно, говорит эксперт.
Поэтому промо неминуемо вернутся и будут даже более агрессивными, чем раньше. Другое дело, что они будут вводиться уже от других цен – каких, пока сказать сложно. Но сейчас по ряду позиций цена задрана “в космос”, гораздо больше, чем ослабел рубль – в два и больше раза. Значит, от этой цены скидки будут более глубокими.
Иностранные компании, приостановившие свою деятельность в России, могут вернуться в страну уже к лету, считает заместитель директора НИИ мировой экономики и международных отношений Владимир Миловидов. Первыми вернутся те компании, которых могут заменить конкуренты.
–Просто потому, что это выгодно. Ведь уйдя из страны, они начали терять огромные деньги, – цитирует его “Прайм”.
Например, на место ушедшей Samsung может прийти китайская компания (и не одна), производящая аналогичную продукцию.
По мнению эксперта, способствовать возврату иностранных компаний будет и дальнейшая стабилизация на финансовом рынке России: уже сейчас рубль больше не падает, экспорт сократился только по некоторым позициям.