Южный федеральный университет был причастен к созданию первого в мире искусственного спутника Земли, но и по сей день ни один запуск на космодроме Байконур не обходится без специалистов ЮФУ, в День космонавтики рассказали в Центре общественных коммуникаций Южного федерального университета.
ЮФУ исторически причастен к покорению космоса. В 1956 году десять молодых инженеров из первого выпуска Таганрогского радиотехнического института (сейчас – ИТА ЮФУ) были привлечены легендарным конструктором Сергеем Королёвым к работам над космической программой СССР. Год спустя Советский Союз запустил на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Работа с Королёвым во многом предопределила будущее этих выпускников. Владимир Караштин впоследствии стал заместителем генерального конструктора Ракетно-космической корпорации «Энергия». Владимир Шевелев был одним из создателей системы управления космического аппарата «Луна-2». Юрий Карпов внёс весомый вклад в разработку систем управления бортовой аппаратурой, принимал участие в техническом обеспечении первого полёта Юрия Гагарина.
В память о весомом вкладе выпускников радиоинститута в освоение космоса в 2002 году к 50-летию вуза перед корпусом «А» был установлен памятник – великому советскому конструктору ракетно-космических систем С.П. Королёву и первому в мире космонавту Ю.А. Гагарину.
В конце 1960-х годов космическая отрасль остро нуждалась в новых разработках в части элементной базы и приборостроения. Отраслевые конструкторские бюро были загружены заказами, и потребовались динамичные организации, имеющие собственную конструкторско-производственную базу. Одной из первых таких организаций стало КБ-1 ТРТИ (впоследствии научное конструкторское бюро «МИУС»). Свой стартовый «космический» заказ «МИУС» получил от Особого конструкторского бюро Московского энергетического института (ОКБ МЭИ). Необходимо было разработать гибридно-плёночные микросхемы частного применения «Луна» для съёма медико-биологической информации с космонавтов и организовать изготовление этих микросхем мелкими сериями на своей производственной базе.
В последующие годы был выполнен ряд научно-исследовательских работ по созданию опытных образцов микропроцессорных систем. Микросхема «Икар» использовалась на борту космического аппарата, отправленного для исследования планеты Марс; «Кактус» – для аппаратуры контроля пульса космонавта.
В 1970-е годы интенсивно развивалось строительство не только пилотируемых комических кораблей, но и автоматических космических аппаратов, решавших исследовательские и оборонные задачи на околоземной орбите и других планетах. НКБ «МИУС» производило разработку бортовых цифровых вычислительных устройств, которые предназначались для управления и контроля состояния систем энергетического обеспечения спутников, для мягкой посадки космических объектов и решения других задач. Совместно с ОКБ МЭИ на аппаратуре «МИУС» велось компьютерное моделирование алгоритмов управления космическими аппаратами в процессе их сближения.
На рубеже веков не прекращались работы по проектированию и изготовлению аппаратуры для штатных образцов, автоматизированных испытательных систем, предназначенных для заводского и предстартового контроля орбитальных кораблей. В соответствии с российской коммерческой программой «Ямал 200» в НКБ «МИУС» выполнены работы по модернизации четырёх комплектов аппаратуры дистанционного контроля, управления и связи. 12 июля 2000 года с космодрома Байконур был запущен служебный модуль «Звезда», предназначенный для Международной космической станции. Перед стартом модуль тестировался с помощью АИС, составные части которой были изготовлены в НКБ «МИУС».
Сейчас в ЮФУ продолжаются работы, связанные с космической тематикой: идёт разработка и производство аппаратуры для АИС изделия МЛМ (многофункциональный лабораторный модуль орбитальной станции), используемых на техническом и стартовом комплексах космодрома Байконур. Также в процессе реализации проект «Перспективный пилотируемый транспортный корабль «Орёл»». Его задача – доставка груза и людей на Российскую орбитальную станцию.