Поставщики чая в России объединены в отраслевой союза «Росчайкофе». Глава организации Рамаз Чантурия предупредил, что осенью может возникнуть дефицит чая из-за нулевых пошлин на ввоз готовой продукции в страну, а также из-за подорожания морских перевозок.
-Риски возникновения дефицита чая к осени выросли. При 10-процентных ставках на ввоз готовой чайной продукции риск дефицита гораздо ниже, чем при нулевых, — заявил Чантурия.
Как рассказал глава союза, в марте страны ЕАЭС отменили пошлины на ввоз чая в упаковках. Кроме того, из-за санкций сейчас сократилось количество морских контейнеров, прибывающих в Россию, а цена их фрахта выросла.
-Стандартный 40-футовый морской контейнер вмещает 5-7 тонн готового чая или 20-25 тонн сырья. Поскольку теперь готовый чай везти выгоднее из-за более высокой добавленной стоимости, это сильно сократит предложение иностранного сырья, на котором держится российская перерабатывающая чайная отрасль, — объяснил Чантурия.
Такая ситуация, по его словам, приведет к тому, что общий объем чая в России уменьшится. На «Московской чайной фабрике» подтвердили, что растет и стоимость сырья для чайного производства, и расходы на его транспортировку.
Важно понимать, что дорожает и само чайное сырье. Его стоимость в валютном эквиваленте также растет, а прежние логистические каналы не работают. Какие будут расходы на фрахт, которые и без того сильно выросли во время пандемии, сейчас даже трудно представить, — сказали в компании.
По словам Чантурии, «Росчайкофе» намерен до конца мая убедить ЕАЭС отменить нулевую пошлину на ввоз готового чая.
Более того, под угрозой может оказаться российский чайный экспорт, который сейчас в приоритете у правительства, добавил глава «Росчайкофе».
-Мы отправляем чай не только в страны ЕАЭС, но и в Восточную Европу, на Ближний Восток. Последние годы объемы экспорта росли, но нулевые пошлины на ввоз готовой чайной продукции могут свести многолетние усилия на нет, — заключил он.
-Если эту меру не отменят, мы рискуем вернуться обратно в 1990-е годы, когда чайная отрасль в России была ориентирована исключительно на продажу иностранных брендов, — резюмировал глава ассоциации.