Сегодня христиане отмечают день Святой Троицы. В каждом храме Ростовской области в эти минуты проходят Божественные литургии. Что же такое Святая Троица? Левенцовка.Ру публикует десять тезисов, высказанных митрополитом Иларионом (Алфеевым), которые помогут глубже узнать суть сегодняшнего праздника.
Термин “Троица” не встречается в Священном Писании
В Библии ничего не сказано о Святой Троице. Первые упоминание о Троице богословы относят к относят примерно ко второму веку. С того времени термин укоренился в христианском словаре.
Троица – это не три бога
Веровать в Святую Троицу – не значит отрицать монотеизм (веру в одного Бога). Вместе с тем, все лица Святой Троицы не являются частью всевышнего. Речь идёт об обозначении единого Бога, но в трёх лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Митрополит Иларион приводит интересный пример, говоря, что понимание Святой Троицы является тем случаем, когда 1+1+1=1.
Богооткровенное учение
Перед тем, как вознесся на небеса, Иисус Христос заповедовал апостолам крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Это первый случай, когда все три лица Бога упомянуты в максимально лаконичной формулировке. Однако, Троица была явлена людям ещё при крещении Христа в Иордане, когда был услышан голос Отца и Святой Дух в виде голубя сошёл на Иисуса. Помимо этого, в беседах с учениками Христос многократно говорил о Святом Духе, Отце и своём равенстве с ним.
Отец – источник Божества
Источником Божества является Отец. От него рождается сын и исходит Святой Дух. Важно понимать, что рождение Сына и исхождение Духа Святого не являются событиями, которые происходят во времени. Это свойство Сына и Духа, присущее им от вечности. Православные верят, что Господь всегда пребывал в трёх лицах. Однако, об этом нет прямых упоминаний в Ветхом Завете. Истины Троицы явил человечеству Иисус Христос.
Три лица – не просто проявления Господа
История третьего века помнит учение еретика Савелия. Он утверждал, что Бог – это единое существо, в троичность в его понимании было ничем иным, как тремя личинами, под которыми он является людям. Имеется в виду, что как Отец Бог себя проявлял в книгах Ветхого Завета, как Сын Божий – в Новом Завете. Что касается Духа Святого, то по мнению Савелия он проявлял себя в церкви. Церковь же не согласилась с его утверждениями и отвергла их как лжеучение. Так как Отец, Сын и Святой Дух – есть три ипостаси. И каждая их них имеет личностное бытие при единой природе.
Равенства трёх лиц Святой Троицы
Следует знать, что между лицами Святой Троицы не существует чего-то вроде иерархии. Несмотря на то, что Отец является источником бытия, а также Сына и Святого Духа, последние равны Отцу, ибо имеют с ним единую сущность. Здесь можно вспомнить ещё одного еретика, который учил ещё в четвёртом веке, что Сын не равен Отцу. Но и это утверждение церковь отвергла. Ровно, как и Македоний проповедовал о неравенстве Святого Духа Сыны и Отцу.
Троица именуется “единосущной”
Из названия понятно, что речь идёт об одной сущности Отца, Сына и Духа.
Троица именуется “нераздельной”
Лица, составляющую Святую Троицу всегда вместе и единстве. Это выражается в мысли и действии. Между лицами Троицы никогда не может возникать каких-либо конфликтов, споров или противоречий. “Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего. Ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает ему всё, что творит сам”, – говорил Господь Иисус Христос.
Святая Троица пребывает в вечной любви
Из Библии мы знаем, что Бог есть любовь. Но не существует любви без любимого, так как без существования другого любви не может быть. Троица – это полнота любви. Имеется в виду, что каждая одна ипостась Святой Троицы обращена к двум другим.
Обращение в молитве
Когда мы молимся, то можем обращаться как к Отцу, Сыны и Духу, так и к Святой Троице. При этом молитва одному лицу Троицы, например Иисусу Христу, автоматически распространяется на два других лица Троицы. Взять, к примеру, молитву “Отче наш”. Несмотря на то, что она обращена к Отцу, не стоит забывать возглас священника “Яко твои есть царство и сила, и слава Отца и Сына, и Святого Духа”.
Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — торжества. Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).