«— Эй, извозчик! — Чегой-то? — Извозчик, давай сюда! — Какой я тебе извозчик? — А кто ты такой? … — Я — не извозчик. — А кто? — Я — водитель кобылы!»… Аналогом современных таксистов продолжительное время были возницы. Или извозчики. Услуги частного извоза они предоставляли на гужевых повозках разного типа. Это было основным видом городского транспорта в Ростове-на-Дону, Нахичевани и в других городах Российской империи в конце 19-начале 20 века. О ростовских извозчиках и пойдёт речь в этом краеведческом очерке.
Как правило, извозчиками были выходцы из низших сословий, приезжавшие в город на заработки. Спрос на них был большой, поэтому со временем были расписаны правила перевозки, стоянки, номерные знаки.
-Телеги ломовых извозчиков могут быть нагружены кладью не более того, сколько лошадь может свободно везти на гору
-В случае излишней клади, оказывающейся не по силам лошади, извозчик ни под каким видом не в праве прибегать к ударам и истязаниям животного, а должен излишнюю кладь снять с дрог и сложив ее на тротуар, вернуться за ней в другой раз
-Не дозволяется поперечная езда по улицам и спускам Садовому, Таганрогскому и Соляному (к такой езде обыкновенно прибегали ломовики для облегчения движения излишне нагруженных телег)
-Останавливаясь на улицах у бассейнов для водопоя, извозчики отнюдь не должны стеснять проезд по улице. Легковым извозчикам останавливаться для водопоя, когда они везут пассажиров, безусловно воспрещается.
-Езда ломовых извозчиков с кладью должна производиться в один ряд
– При подаче по зову пассажиров экипажей должна соблюдаться строгая очередь
– Ломовые извозчики, подавая пассажирам или вообще выезжая с мест стоянки, должны ехать один за другим, а не бросаться гурьбою, и отнюдь не ехать сломя голову.. (из заседаний Ростовской-на-Дону городской Думы 1885 г.)
В Ростове и в Нахичевани были также приняты правила для извозчиков. В число которых входили эти перечисленные пункты. Но, естественно, их извозчики в большинстве своем игнорировали. Постоянно устраивались гонки по городским улицам. Хотя по имеющимся номерным знакам на задке экипажа, легко можно было найти нарушителя и оштрафовать.
В правилах также отмечалось, что извозчик должен отличаться трезвым поведением. Это требование повсеместно игнорировалось, особенно зимой. В чайных извозчики согревались не только чайком.
Коляски, брички, дрожки, пролетки, арбы.. На ростовских и нахичеванских улицах слышались стук копыт, ржание и крики бородатых извозчиков, требующих пешеходов посторониться.
Цокает копытами гривастая лошадка, едет по Садовой от самого вокзала, минуя бумажную фабрику Панченко, вверх. Мимо красующихся ростовских особняков и доходных домов, мимо гостиницы «Московская» и городской Думы. Пассажир рассматривает магазины с роскошными витринами, только отстроенный собор Александра Невского, с его Новым базаром, рассыпавшимся у подножия храма. Наконец экипаж достигает нахичеванского Александровского сада.
-Куда дальше, барин? В Нахичевань? — спрашивает извозчик.
– Да, братец, мне туда надобно. Езжай до памятника матушке Екатерине, к самому базару. Там у меня дело.
-Эх, залётные! -весело выкрикивает возница..
Согласно отчетам ростовского отделения Императорского технического общества, в начале 20 века производство рессорных экипажей, дрожек и кабриолетов в Ростове и Нахичевани, как и в округе, не было на высоте требований того времени и далеко уступало постановке этого промысла в столицах. Поскольку промысел этот в наших городах долгое время находился в состоянии кустарного производства.
Занимались здесь в то время этим несколько мастерских. Но ни одно из этих предприятий не имело характера фабричного производства. Работа велась большей частью вручную- при помощи небольшого числа рабочих. Работали они исключительно для местных потребителей и по отдельным заказам.
Бричечное же производство занимало довольное видное место в наших городах, давая постоянную работу большому числу людей. Хотя и эти предприятия носили кустарный характер. Но по размеру производительности некоторые из них были так или иначе названы фабриками. К ним относились заведения Наследников Максимова, Емельянова и Закштейна. Эти предприятия ежегодно выпускали не менее 3000 бричек и ходов. После них по производительности стояли мастерские Киреева, Фисуна, Петрунина и еще ряд более мелких.
«Бричечная фабрика Дамиана Федоровича ЗАГОРУЛЬКО изготовляет в большом количестве БРИЧКИ, ХОДА, ДРОГИ, АРБЫ из доброкачественных материалов, леса собственных складов. Заказы выполняются СКОРО и по умеренным ценам! Прейс-куранты высылаются ПО ТРЕБОВАНИЮ»
В одном только Ростове, к примеру, выпуск бричек доходил до довольно солидной цифры 10-12 тысяч штук в год. Средняя стоимость одной брички была 75-100 рублей.
Нет своей брички, а груз перевезти нужно в срок и с уверенностью за его сохранность? То, что сейчас мы называем логистическими компаниями, раньше называлось «извозные станции». Станция М.Л. Паперина в Ростове, к примеру, принимала заказы на Московской улице и благополучно осуществляла перевозку грузов во все концы города, на вокзалы железных дорог и пароходные пристани, брав с пуда по 2 копейки.
Прототипом этих бричек послужили дроги, привезенные к нам некогда немцами-колонистами. Тип этот полностью подходил для наших обширных степей, почему и держался почти сто лет без изменений. Дроги эти были солидной крепости, выдерживая большую нагрузку до 100 пудов (больше полутора тонн).
«Фабрика Александра Ивановича Закштейна предлагает специальные ФУРЫ для перевозки кирпича, с применением собственного изобретения для колес обоймы с бортами «БОГАТЫРЬ», способствующей устойчивости и предупреждению наклонов колес! Патент заявлен!»
«По примеру заграничных больших городов», в Ростове и Нахичевани имелись «ФУРГОНЫ на резиновых рессорах» для перевозки разного рода дорогой мебели, громоздких и хрупких товаров.
«Сломя голову» гонять местные извозчики страсть как любили. Особенно в зимние праздничные дни на санях, которыми заменяли в это время года колесный транспорт:
«Было 6 часов вечера. Катанье было в самом разгаре. Орловские рысаки, запряженные в маленькие сани, так же как и простые битюги с большими санями, бежали во всю прыть. Толстые кучера в бархатных шапках с золотым галуном (лента для украшения головного убора) и тонкие и в бараньих,- картузах, все они держали вожжи, понукали, хлестали лошадей и неслись в бешенной скачке по широкой Садовой улице, стараясь во что-бы то ни стало опередить друг друга. Смотря на них, прохожим казалось странным, что такого рода катанье может доставить удовольствие. Кроме возможности всякую секунду выпасть из саней, приходилось дышать парами лошадей, а в лица катающихся то и дело летели комья снегу , подбрасываемые копытами лошадей..» (отрывок из заметки в газете «Приазовский край», 1892г.)
В зимнее время дороги за городом сильно заметало. И смельчаки- извозчики из станиц , несмотря на угрожающую опасность провалиться под лед, выезжали с обозами на замерзший Дон и ехали по нему в Ростов и Нахичевань. Везли свой товар на продажу. Правда, эти рискованные поездки не проходили бесследно. Лошади с санями часто проваливались, а седоки против желания принимали «холодные ванны», отнюдь не полезные для здоровья.
С появлением «железных коней» стали появляться случаи ДТП:
«4 августа Прасковья Демьяненко выехала с сыном Степаном на бричке, запряженной парой лошадей в хутор Волошино. Около лесной биржи Дедушенко навстречу ей из Нахичевани несся на мотоциклете неизвестный молодой человек. Последний недостаточно умело своротил с дороги. Лошади испугались и, бросившись в сторону, опрокинули бричку. Пассажиры получили многочисленные ушибы и были отправлены в городскую больницу.» (газета «Приазовский край», 1913г.)
Когда-то работать извозчиком было действительно выгодно по сравнению с другими профессиями. Но со временем трамвай, автомобиль, автобусы вытеснили гужевой транспорт из городов. Но и в наше время можно нередко встретить повозку, запряженную лошадкой, мерно плетущуюся по сельской дороге.
«Hу, подружка верная, ты старушка древняя, Встань, Маруся, в стороне. Hаши годы длинные, мы друзья старинные, Ты верна, как прежде, мне..»
Оксана МОРДОВИНА, краевед.
Подписывайтесь на нас в Дзене!