Паруса ожили, расправились, яхты заскользили по воде. Слышатся веселые голоса. Речной ветер, раздувая, теребит полотнища. У берега видны мачты на фоне синего неба, это яхты, стоящие на якорях. Видны силуэты водных станций. Некоторые просто поражают своим монументальным архитектурным объемом и вместе с тем воздушностью. Увы, давно исчезли с берегов Дона почти все водные станции и изящные дебаркадеры. Остались они только на страницах бумажных газет. Но сегодня мы о них вспомним в краеведческом очерке.
Во времена СССР комплексы спортивных сооружений строились на многих реках и водоемах для учебных занятий, спортивных тренировок и соревнований. К примеру, сдача норм ГТО по плаванию не обходилась без посещения водной станции. А в те годы нормы ГТО сдавали практически все.
Каждая водная станция представляла собой целый комплекс : здание, где размещалась судейская коллегия и администрация, места для переодевания и отдыха спортсменов, душевые, медсанчасть и т.п. Сооружались вышки с различной высотой площадок для прыжков в воду, лодочные причалы и помосты. Лодочный гараж каждый год пополнялся новыми судами.
Водные станции приобрели невероятную популярность в нашем регионе. Близость реки давала возможность для развития плавания и парусного спорта. Эра этого вида спорта началась во второй половине 20-х годов, активно развилась в 30-е, восстанавливалась в 50-е годы. А новый триумф водных видов спорта начался ближе к 70-м годам.
Романтика и природные условия донского региона -жаркое лето и ветер содействовали развитию водных видов спорта. Плавание, прыжки в воду, синхронное плавание, водное поло, подводный спорт, гребля на байдарках и каноэ, парусный спорт. Давайте же окунемся в воду!
«20-30 июня водная станция Ростсельмаша провела поход парусных яхт по маршруту: Ростов- Старочеркасск- Ростов. Парусная яхта «Альбатрос» первой вышла на старт ..»
Водные станции были у различных клубов и организация. К примеру, водная станция ростовского автоклуба.
А вот одна из водных станций, которая сохранилась , но не в первоначальном своем виде, сохранился причал- нынешний яхт-клуб «Аврал», который находится на берегу Дона. Попасть к ней можно спустившись с улицы Портовой.
«Сегодня на ростовской водной станции «Аврал» проводится массовое гулянье, посвященное Всесоюзному дню железнодорожника. После гулянья состоится соревнование по плаванию и гребле. В заключение физкультурники продемонстрируют вождение скоростных водомоторных судов и яхт..»
«…Солнечный воскресный день. С утра на покойной и ровной поверхности реки замелькали красивые белоснежные парусные яхты, легкие байдарки, гребные суда, любительские катера. Набережную Дона заполнили тысячи ростовчан.
Особенно многолюдно было на водной станции добровольного спортивного общества «Трактор» завода Ростсельмаш. Ростсельмашевцы любовно украсили здание, трибуны, соорудили «дорожки» для пловцов.
После парада пловцов, яхтсменов и гребцов начались общегородские соревнования по водному спорту, в которых приняли участие коллективы обществ Трактор, Водник, Спартак, Строитель, спортсмены Досфлома и другие.. В гребле на шестерках-ялах дистанцию в два километра с поворотом прошла первой команда Досфлота!»
Огромное количество спортивных обществ в то время были ведомственными. Например, существующие до сих пор «Динамо» – это общество министерства внутренних дел. Спортивное общество завода “Ростсельмаш”, завода “Сантехарматура” и многие другие.
Здание единственной сохранившейся станции «Динамо» на левом берегу Дона привлекает до сих пор внимание прогуливающихся ростовчан и туристов. Находится оно напротив речного вокзала. Глядя на него можно сказать, что такие объекты представляли собой настоящие шедевры архитектуры.
На Зеленом острове намечалось строительство «Куреня для пловцов». Здание водной станции, стилизованной под старый казачий курень.
«Возведенный из самых древних строительных материалов камня и дерева – «казачий курень» расположится прямо у воды. С технической точки зрения станция будет оборудована по последнему слову. Здание дополнит открытый плавательный бассейн с пятидесятиметровыми дорожками и вышкой для прыжков в воду..»
Одним из красивейших сооружений среди водных станций на Дону можно, без сомнения, назвать павильон станции ростовского спортивного общества «Сельмаш» на Зеленом острове. Здание, напоминающее трехпалубный корабль, на фото будто колышется на волнах нашей реки. По всей видимости, здание было разрушено во время ВОВ.
«На Дону — оживление. В разных направлениях стремительно снуют яхты. От берега отчаливают шлюпки и устремляются на середину реки. Гребцы и яхтсмены мореходного училища и речного техникума ведут тренировочные занятия. В середине мая открываются водные станции «Водник» и «Ростсельмаш». Здесь усиленно идет ремонт и покраска судов, благоустройство территории. Водная станция «Сельмаш» приобрела новый катер».
И все это было доступно каждому желающему. Каждый мог провести выходной день под парусом на реке. А почему бы не возродить прекрасную традицию и оставшееся в живых здание станции «Динамо» на левом берегу не сделать водной станцией для ростовчан?
Оксана МОРДОВИНА, краевед.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене!