Сергей Смирнов: промдизайн открывает новые возможности для бизнеса

Дизайнер Сергей Смирнов — личность знаковая в российских бизнес-кругах. Основанная им в 1994 году компания SmirnovDesign по сути заложила основы отечественного промышленного дизайна. Сергей Смирнов первым в России разработал полный спектр услуг для вывода продукта на рынок — от брендинга и исследований до прототипирования и производства. Сергей Смирнов – директор “Центра исследований и инновационных разработок МГХПА им. С.Г. Строганова, а также куратор проекта Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы “Фабрика дизайна”.

В беседе с корреспондентом «Левенцовка.ру» Сергей Смирнов поделился мыслями о том, как связаны между собой производство и промдизайн, и для чего российскому бизнесу остро необходимы сотрудничество и кооперация на современном этапе.

– Сначала о предмете разговора. Как бы вы охарактеризовали понятие и роль промышленного дизайна?

– Я сформулировал собственный термин. “Промышленный дизайн – это междисциплинарная деятельность по исследованиям и разработкам новых продуктов, которая определяет их облик и эстетику на основе потребительских свойств, конкурентоспособности и бизнес-задач, а также на основе технологических и инвестиционных возможностей”. Говоря проще, промдизайнер обязан мыслить как маркетолог, как эргономист и технолог. В конце концов его креативность и творческий труд влияют на успех продукта.

Мы знаем что у нас в России есть продукция, которая с технической точки зрения не уступает лучшим зарубежным аналогам, а подчас превосходит их. Но есть нюанс: зачастую она выглядит убого. Получается, что на магазинной полке лежат товары с одинаковой себестоимостью производства, но покупатель, как правило, выбирает тот, который лучше по дизайну.

Цена дизайна изделия меньше одного процента его общей себестоимости, но восприятие покупателей от него зависит на 95%. Все брендовые качественные вещи узнаются прежде всего по особому дизайну. Это надо знать и учитывать большинству производителей товаров.

        Разработки бюро SmirnovDesign: шлем дополненной реальности и фотоаппарат “Зенит-М”.

– Какое место в технологической цепочке производства занимает промышленный дизайнер?

– Его присутствие должно быть на всех стадиях разработки, и даже в процессе производства изделия. Только понимая, какие возможности имеет производитель, дизайнер может начать работать с материалом.

Для примера: изделия из металла имеют ярко выраженную специфику производства. Новые технологии, в частности лазерный раскрой, дают возможность делать авторские вещи небольшими сериями. Дизайнер может легко внести изменения с учетом просьбы заказчика.

Но если говорить о литье, технологический процесс подразумевает изготовление дорогостоящей оснастки. В этом случае заложенные при проектировании решения изменить будет невозможно. Поэтому взаимодействие конструктора, инженера, технолога и дизайнера предопределяет успех конечного продукта.

Пора понять, что промышленный дизайн это не украшательство, а серьёзный инжиниринговый процесс, направленный на повышение конкурентоспособности продукции. У тех компаний, которые понимают что это такое, очень хорошо отлажено взаимодействие с дизайнерами. Для крупных фирм с миллионными оборотами расходы на промышленный дизайн ничтожны, а его влияние на восприятие потребителя и отдача — огромны.

                                 Работы SmirnovDesign: концепт горного велосипеда и обыкновенные прищепки.

– В этом году, по известным причинам, в разы увеличились заказы силовых структур отечественным предприятиям. Вошел ли в моду стиль «милитари»?

– Промдизайн спокойно и разумно относится к модным веяниям, отдавая им дань при необходимости. Дизайнер мыслит не собственными представлениями, а задачами бизнеса. Если потребуется подчеркнуть стиль «милитари», то конечно мы будем его подчёркивать. Но я бы не сказал что сейчас имеется подобная ярко выраженная тенденция.

В этом году такая просьба от заказчика возникла лишь однажды, во время подготовки форума «Арми-2022». Когда мы делали медицинскую технику для представления на выставке, нас попросили сделать вариант полевой окраски для хирургических сшивателей. Понятно, что инструменту, который предназначен для того чтобы зашивать края раны, полевая окраска совершенно не нужна. Тем не менее, отдавая дань моде, мы выполнили пожелание заказчика, представив на стенде и такой вариант. Скорее всего он предназначался для внимания vip-гостей, а не для практического применения.

– Каковы ожидания для отечественных промышленников, и промдизайнеров в том числе, в связи с американскими и европейскими санкциями?

– Стопроцентно уверен, что для отечественного производства начинается время больших возможностей. Освобождаются большие рынки сбыта, их надо быстро занимать. Везде, где уходит импорт, необходимо предлагать отечественный продукт — соответствующего качества, в том числе и по дизайну.

Разумеется, зарубежные товаропроизводители многое теряют и уходят из России неохотно. Введённые санкции в первую очередь бьют по ним. Многие фирмы находят возможности договариваться, придумывать разные схемы, чтобы сохранить свое место на российском рынке. В этих условиях российскому бизнесу надо действовать быстро, сплоченно и агрессивно, чтобы занять освободившееся пространство. Это очень важная миссия, которая определит будущее развитие всей России.

Добровольно рынки никто не освобождает, за них все равно надо бороться. И возможность объединяться сейчас очень важна для российских предпринимателей.

                                                              Концепт роботизированной руки – от SmirnovDesign .

– В России на федеральном уровне создана и развивается информационная платформа «МИР», в которую входят и Ассоциация Металлообрабатывающих Предприятий (АМП), и компания SmirnovDesign. Какие возможности она открывает перед российским бизнесом?

– Мы знаем, что в создании платформы «МИР» большая заслуга Ассоциации Металлообрабатывающих Предприятий. С учетом вышесказанного, сегодня нам очень нужна большая площадка, которая объединяла бы множество различных междисциплинарных областей деятельности. Это и промышленный дизайн, и производство, логистика, сбыт, инжиниринговая и научная сферы.

Эффект синергии, то есть совместные усилия самых разных структур для достижения общего результата, может быть достигнут благодаря платформе «МИР». Мы понимаем и всецело поддерживаем это направление. Это действительно очень вовремя. У нас есть своя Ассоциация специалистов индустрии дизайна, мы оговаривали возможности интеграции.

Хочу еще раз подчеркнуть, что сегодняшнее время не просто дает большие возможности для бизнеса. Оно предлагает каждому человеку проявить себя. Сейчас, когда Россия оказалась перед большими испытаниями, деловые люди должны взять на себя значительную часть нагрузки, доказать свою полезность для Родины. Настало время для объединения общих усилий и сотрудничества.

поделиться

Добавить комментарий