Сегодня в Южном окружном военном суде продолжилось рассмотрение дела бывшего националистического батальона «Айдар»* (* — запрещённого в РФ и признанного экстремистским) Дениса Мурыги. В судебном заседании исследовались доказательства стороны обвинения.
Кто он такой, 38-летний Денис Владимирович Мурыга, чья личность сейчас привлекает повышенное общественное внимание? Он уроженец Алуштинского района Крыма. Закончил Национальный университет гражданской защиты в Харькове, по специальности противопожарное дело. Работал в аварийно-спасательном подразделении в городе Рубежное Луганской области. На военную службу был мобилизован Старобельским районным военкоматом Украины.
Денис Мурыга – обладатель украинского и российского гражданства, что дает юридическое обоснование судить его по законам Российской Федерации. А вменяется ему статья 208 УК РФ — участие в незаконном вооруженном формировании, равно как участие в военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации.
По версии следствия, Мурыга добровольно вступил в состав нацбатальона «Айдар»* в январе 2015 года, находясь в тренировочном лагере в селе Верхний Гай Львовской области. Ему выдали форму рядового с соответствующими знаками различия, автомат АКСУ-74, он стал нести боевую службу: заступать в караул по охране своего подразделения.
Позже Мурыгу перевели на новое место службы — в город Лисичанск. В суде даже была предоставлена видеозапись конфликта на украинском блок-посту под Лисичанском, где вооруженный автоматом Мурыга, в камуфляжной форме, посредством потока нецензурной брани требует пропустить без досмотра микроавтобус-иномарку, в котором якобы перевозилась контрабанда. Запись в мае 2015 года была выложена на хостинг «Ютуб».
На вопрос судьи Мурыга прояснил, что на видео изображен он, при исполнении служебных обязанностей. А в микроавтобусе, по его словам, находилась не контрабанда, а две бедные женщины, которые перевозили продукты на неподконтрольную Украине территорию ЛНР. И Мурыга, дескать, заступился за этих женщин, когда украинские пограничники требовали с них мзду за проезд.
Отметим, что в марте 2015 года скандально прославившийся батальон “Айдар”* официально стал частью Вооруженных сил Украины, получив наименование «24-й отдельный штурмовой батальон”. Таким образом «Айдар»* утратил статус незаконного вооруженного формирования. Но все бывшие айдаровцы (и Мурыга в том числе) продолжали козырять своей принадлежностью к нацбату.
Вот и на видеозаписи Мурыга орёт: «Вы узнаете что такое «Айдар»*!», подкрепив эту фразу трехэтажным матом. Поморщившись, председательствующий судья Кирилл Кривцов переспросил подсудимого Мурыгу: «Вы к этому времени состояли в рядах «Айдара»*?». «Нет, не состоял, – отвечал Мурыга. – Но все знали что это такое и боялись».
В самом начале судебного заседания адвокат подсудимого Екатерина Носалёва, сделала ходатайство, на которое поначалу присутствующие не обратили внимания. Защитник попросила приобщить к материалам уголовного дела справку из следственного изолятора № 2 областного ГУФСИН, которую ей никак не удавалось получить. По ее мнению, именно в СИЗО-2 в городе Таганроге содержался весь апрель и половину мая – до того, как был перевезен в Ростов и помещен в СИЗО-4 (этот следственный изолятор находится на территории регионального Управления ФСБ).
Судья Кирилл Кривцов стал задавать вопросы подсудимому и его адвокату и Мурыга заявил, что не знает, где именно его содержали полтора месяца. Лишь по каким-то косвенным признакам догадался, что на территории города Таганрога. При этом голос Мурыги прервался, он издал рыдание, на глаза его навернулись слёзы.
Оказалось, что Мурыгу задержали на границе России с ЛНР 31 марта (он пытался войти на территорию РФ) по какому-то административному правонарушению. Несколько дней он провел под арестом. Потом за ним приехали «люди в масках» (по словам Мурыги) и увезли его неизвестно куда. Только 17 марта в кабинете следователя ФСБ он узнал, что находится в Ростове-на-Дону.
Таким образом определилась линия защиты Мурыги. Он может отрицать свою вину по 208-й статье УК РФ, поскольку в марте 2015 года бывший «Айдар»* уже стал 24-м ОШБ, а участие по мобилизации в составе подразделений ВСУ вряд ли можно квалифицировать как преступление по российским законам. Видеозапись, на которой Мурыга уже выполняет какие-то командные функции (по одной из версий он к этому времени был заместителем командира 24-го ОШБ) датируется маем 2015 года. И, по словам адвоката Носалёвой, не имеет отношения к предъявленному обвинению.
Исследовав первую часть доказательств, которые относятся к членству Мурыги в рядах НВФ, суд объявил перерыв. Суд над боевиком Денисом Мурыгой в Ростове продолжится 22 ноября: защита пытается снять с него клеймо “Айдара”*