Ростовчанин Александр Андрющенко на протяжении десяти лет добровольно и в одиночку оберегает предназначенный к сносу многоквартирный дом на улице Козлова, 63-а. Почему возникла такая ситуация и чего добивается мужчина – разбирался специальный корреспондент Левенцовки.ру.
В то время, как внимание ростовских СМИ и городской общественности приковано к ситуации вокруг многоквартирного дома № 4 в переулке Кривошлыковском (жильцы категорически отказываются выселяться из признанной аварийной и предназначенной к сносу многоэтажки), с домом на улице Козлова, 63-а (Октябрьский район) произошла совершенно зеркальная ситуация. Дом признан аварийным, жильцы из него давно расселены. Есть судебное постановление о сносе, подготовлена проектно-сметная документация, но…
Городские власти не торопятся снести этот дом, и сейчас в нём обитает один-единственный человек: ростовчанин Александр Александрович Андрющенко. Он проводит здесь всё свободное от службы время. Своими силами поддерживает порядок, делает мелкий текущий ремонт, охраняет от вандалов и расхитителей. И надеется сохранить дом для Ростова и ростовчан, полагая, что решение о сносе принято преждевременно и ситуацию вполне можно исправить.
Этот дом находится в небольшом уютном уголке по соседству с Управлением Росгвардии по Южному округу. С первого взгляда никак не скажешь, что дом давно расселен и он нежилой. Массивные металлические двери в подъездах заботливо покрашены и заперты на кодовые замки. Все окна в квартирах целые. На стенах дома – ни единой трещинки, крыша тоже в идеальном порядке. Чисто подметен асфальтовый дворик, а кусты роз на газонах у стены воинской части подстрижены опытной рукой – на зимовку до весны.
Нас встречает единственный обитатель этого дома. Александр Александрович аккуратно одет, чисто выбрит, подтянут. Это современный деловой человек. Первая мысль, что приходит в голову – ему что, негде жить?
“И жилье, и семья, и работа – все это у меня есть, – улыбается Александр Андрющенко, предугадав наши мысли. – Мною движет совершенно иная мотивация. Вот почему я не покинул свою бывшую квартиру, которую давно продал муниципалитету. Мне жаль этот дом. Я уверен, что он имеет право жить, он простоит еще не один десяток лет и принесет пользу Ростову”.
Дом строили “горьковским”, или народным методом. То есть, на стройке работали его будущие жильцы. Строили для себя, качественно и надежно. На века. Это отношение к работе сейчас хорошо просматривается в аккуратной кладке и ровных рядах кирпичей.
“Дом заселили в 1961 году. А я родился в нем в 1968-м. Причем появился в той самой квартире, которую сейчас занимаю. Уже отсюда мою маму вместе со мной повезли в роддом”, – рассказал Александр.
В трех подъездах разместились 36 квартир. Здесь жили разные люди: и военные, и гражданские. Было три ветерана Великой Отечественной войны. Две малолетние узницы (бывшие) фашистских концлагерей. Дом небольшой: все друг друга знали, дружили семьями. Праздники и беды делили на всех.
Переломным для этого дома стал 2007 год, когда в Ростов на заседание Госсовета по вопросам безопасности приехал президент В.В. Путин. Он посетил Управление Внутренних Войск МВД России (так тогда называлась Росгвардия) и провел здесь совещание. После к нему обратился командующий войсками и попросил, чтобы дом на Козлова, 63-а расселили и передали в их ведомство. Тогда остро стоял вопрос с жильем для офицеров, а этот дом был очень удобен, поскольку находился рядом с воинской частью.
Президент поручил разобраться. По итогу было дано поручение “проработать” этот дом и признать его аварийным. Но не для того, чтобы снести, а чтобы иметь законное основание выкупить квартиры и переселить жильцов. Затем планировалось привести дом в порядок, освободившиеся квартиры передать военнослужащим.
Расселение дома проводилось силами администраций города и Октябрьского района. Люди сопротивлялись, не хотели покидать привычное обжитое место. Чиновники в стремлении выполнить приказ зачастую перегибали палку. В Администрацию Президента посыпались жалобы от жильцов. Была назначена еще одна проверка, по итогам которой вопрос с расселением был снят с контроля президентской Администрации. Решение нашли простое: выделили в Ростове отдельный участок для строительства жилья военнослужащим. Но исполнение прежде данного, а теперь аннулированного поручения по дому возле воинской части, по каким-то причинам не остановили.
Шёл 2012 год. Мэром Ростова был Михаил Чернышев. В доме на Козлова, 63-а всё еще оставались жильцы, которых отселить не успели…
Последний жилец продал свою квартиру муниципалитету и съехал в 2019 году. Сейчас дом на Козлова, 63-а – полностью в муниципальном ведении. У него прекрасное состояние: если не идеальное для его возраста, то близкое к этому. Здесь вполне могут жить люди. Для этого нужно лишь подключить коммуникации. Дефекты в несущих конструкциях здания отсутствуют, стены крепкие, подъезды чистые. И все-таки по документам, в числе которых – вступившее в силу постановление суда – его необходимо снести.
“У городских властей просто не поднимается рука убирать добротное здание, вот оно и стоит до сих пор, – полагает Александр Андрющенко. – Этот участок хотел выкупить известный в Ростове девелопер, но ему не дали. Дело в том, что близкое соседство режимной части подразумевает жесткое ограничение на строительство. К нам приезжал разбираться с ситуацией первый зам главы администрации Ростова Юрий Владимирович Овчинников. Он внимательно осмотрел здание, а затем задал недоумённый вопрос: “Кто этот дом признал аварийным?”… Тогда показалось, что ситуация близка к позитивному исходу, но начавшаяся пандемия коронавируса закрыла собой все другие проблемы”.
Вариантов использования здания – огромное множество. Хотя этот дом уже три года как выведен из жилого фонда, его можно использовать, например предоставив помещения для мастерских художников – чего очень не хватает Ростову. Или устроить здесь маневренный фонд, что тоже востребовано.
Приходил инвестор, выразивший готовность сохранить дом. Надстроить два этажа и создать здесь квартиры улучшенной планировки. Тоже неплохой вариант, гораздо лучший чем бездумный снос строения. Дело лишь за выбором.
Что нужно для того, чтобы преодолеть бюрократические препоны и дать этому дому новую жизнь? Это может быть судебное постановление об отмене предыдущего решения, обязывающего снос.
Действующий глава городской администрации имеет полномочия отменить постановление о сносе. Дело только в политической воле.
“Я добровольно взял на себя роль хранителя своего родного дома, и считаю это своим гражданским долгом. Моя семья понимает и поддерживает меня. Уверен, что глава городской администрации Алексей Валентинович Логвиненко разберется в ситуации и примет взвешенное решение. Судьба дома сейчас зависит от него”, – говорит Александр Андрющенко.
Почему нет отзывов от пользователей?
Или у всех хата с краю?И все слепые да глухие?Аварийный дом?!Ну, надо же!
Автор! Пригласи всех тех голубчиков, которые признали этот дом аварийным, в мой дом! Сам видел и сам же свидетель в каком состоянии находится наш “дом”! Для того, чтобы чинили протекающую крышу, куда и к кому только жители не обращались! Даже рубероид за свои деньги был куплен! У меня в квартире нет мебели, постельное белье, столы… всё на свалку выброшено из-за того, что пришла в негодность крыша. От крыши трещина в доме проходит до подвала!
Скоро начнутся морозы: приглашаем в наш дом принимающих всех тех людей решение в нашей жизни, и послушать лягушек в подвалах! И мышей с крысами тоже…
Тут я описал проблемы своего дома. Выходит так, что у наших ростовчан с жильем все хорошо и всё благополучно, и домов в аварийном состоянии больше нигде не существует, раз народ молчит, значит всё в порядке. Всё чинно и благородно!
Я считаю что нынешние власти что бывшие у руля не то что слепы,а просто не хотят этим заниматься!Им пока по башке не прилетит сверху они не пошевелятся!!!Как был бардак так и будет дальше!Один человек сражается за свой дом против этих бюрократов!Побольше бы таких Александров в нашей стране и тогда был бы порядок