Расходы, понесённые автопроизводителями на приобретение лицензий, будут учитываться при оценке уровня локализации той или иной модели.
Это предусмотрено проектом постановления правительства РФ, разработанного Минпромторгом.
Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
Согласно тексту проекта постановления, при оценке локализации будут учитываться «расходы на приобретение лицензий для освоения производства продукции автомобильной промышленности».
А расходы эти, в свою очередь, дают автопроизводителю так называемые «локализационные» баллы.
При этом, чтобы та или иная модель была допущена для участия в госзакупках, она должна набрать не менее 3,2 тыс. таких баллов.
Предполагалось, что с 1 января 2023 года эта планка повысится до 4,5 тыс. баллов, а с 2025 года — до 5,5 тыс.
Однако подготовленный Минпромторгом проект сохраняет текущий «бальный» уровень и на следующий год. Одновременно к «локализационным» очкам за лицензирование будет применяться повышающий коэффициент 1,3.
В Минпромторге отмечают, что цель изменений — сохранить в 2023 году доступ отечественной продукции к закупкам для государственных и муниципальных нужд в рамках требований, действующих в 2022 году.
В нынешних условиях лицензионная сборка иностранных автомобилей — фактически единственный путь, по которому может развиваться отечественная автомобильная промышленность, считают эксперты.
Его уже прошли корейские автопроизводители несколько десятилетий назад и затем отчасти по нему двигались производители из Китая.
Основной проблема на пути производства лицензионных автомобилей эксперты считают дефицит в нашей стране квалифицированных инженерно-конструкторских кадров, способных на основе зарубежной техники разработать и создать российский продукт. Нехватку кадров признают и в Минопромторге.
Наиболее критичное воздействие дефицит квалифицированных кадров оказывает на высокотехнологичные сегменты отрасли, например, автоэлектронику, испытывающую потребность в инженерах и IT-специалистах, — отмечается в стратегии развития автопрома, которая была разработана в ведомстве в конце августа.
Наряду с китайскими автопроизводителями продать лицензии могут компании из Ирана и Индии, а также из «других дружественных стран».
В своё время, становление советской автомобильной промышленности также во многом обязано лицензионному производству.
Например, первый массовый автомобиль в СССР — «ГАЗ-А» — был лицензионной версией американского Ford A.
Легендарная «копейка» (ВАЗ-2101) — фактически копия итальянского Fiat-124. «Тройки», «пятерки», «шестерки» и «семерки» были дальнейшим развитием и модернизацией ВАЗ-2101.