В ростовском Управлении по конвоированию появился новый спецвагон для перевозки осужденных

Сегодня сотрудники Уголовно-исполнительной системы России отмечали дату создания специальных подразделений по конвоированию. В системе донского ГУФСИН существует целое управление, которое занимается сопровождением осужденных и подследственных между местами лишения свободы. С сотрудниками этой закрытой службы накануне пообщался специальный корреспондент Левенцовки.ру, чтобы разузнать об особенностях профессии. Общение проходило в новом спецвагоне для перевозки осужденных, который Управление по конвоированию получило совсем недавно.

Лейтенант внутренней службы Павел Мацко вернулся из очередной служебной командировки. Всё как обычно: распахнулись ворота неприметного дворика возле Главного железнодорожного вокзала Ростова и маневровый тепловоз затолкал сюда серо-красный, в цветах РЖД, пассажирский вагон. Внешне — почти как обычный. Вот только одна из сторон вагона – «слепая», на ней нет половины окон. Именно так выглядит спецвагон для перевозки заключенных, который порой кратко называют «вагонзак».

“Конвойный” дворик у Главного железнодорожного вокзала Ростова.

«Проводник» в пятнистом камуфляже открывает дверь, спускает лесенку и на землю, как моряк по трапу, первым спускается начальник караула — лейтенант Мацко. Сравнение с моряком вполне уместно: в конвой Павел пришел после службы в морской пехоте в Севастополе. Было это 12 лет назад. Уговорил товарищ, который уже служил в ростовском конвое. Павел пришел – и остался здесь работать.

Конвоирование — это сложная профессия, cлучайных людей здесь нет. Надо иметь особый характер, выдержку, умение общаться с людьми, подмечать малейшие детали. Все это Павел Мацко постиг в совершенстве благодаря своему первому наставнику — Виталию Александровичу Тулину. Он и сейчас продолжает службу в звании майора. А Павел в прошлом году получил звание офицера и теперь заступает на службу начальником караула.

Что такое конвойная служба? По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в России число заключенных, находящихся в местах лишения свободы, на конец 2022 года составило 439,4 тысячи человек. В Ростовской области число арестантов — примерно 11,5 тысяч. Значительная часть этой огромной людской массы постоянно перемещается. Из следственных изоляторов – к исправительным колониям. Для участия в судебных процессах или следственных действиях. Переводится из одного учреждения в другое — и так далее. Причин множество. Везут зеков в железнодорожных спецвагонах, в автомобилях. Есть авиаконвой — в самолетах.

Сопровождают (этапируют) осужденных конвоиры. Их обязанность не допустить побегов, членовредительства или других эксцессов в пути следования. Они должны также соблюсти букву закона: арестанты сейчас юридически подкованы и чуть что — пишут жалобы в надзорные органы. И еще конвоиру надо сберечь себя. От подлого удара заточкой (в спецконтингенте далеко не ангелы). От заражения туберкулезной палочкой, ведь зачастую приходится доставлять в больницы тяжело больных. В конце концов, надо сберечь свою психику: провести несколько суток рядом с арестантами в замкнутом пространстве непростое испытание.

На учебном стенде – ножи, заточки, наркотики и водка. Все это может грозить бедой во время этапа.

К специфике этой работы Павел Мацко привык быстро.

К каждому человеку важно определить подход. Абсолютное большинство спецконтингента ведет себя адекватно. Но попадаются порой такие, что начинают бузить, чего-то требовать, сеять недовольство среди других заключенных. И здесь надо разобраться. Если потребуется — войти в положение человека, помочь решить проблему. Или поставить на место, но сделать это в рамках закона, – говорит начкар.

Лейтенант Мацко подчеркивает, что в его караулах за все время службы не было допущено ни одного ЧП. За что он награжден ведомственной медалью.

 Управление по конвоированию ГУИН Минюста России по Ростовской области было создано 23 декабря 1998 года, на базе войсковой части № 7405 Северо–Кавказского округа внутренних войск МВД России. Первые плановые караулы по железнодорожным маршрутам убыли из Ростова в Минеральные Воды и Рязань 8 января 1999 года. С тех пор количество плановых караулов исчисляется десятками тысяч, а число отконвоированных превышает население города-миллионника. На сегодняшний день железнодорожные караулы следуют в Краснодар, Минеральные Воды, Волгоград, Саратов и Москву. Самые продолжительные занимают по времени четверо суток, – рассказал инспектор отдела организации службы ГУФСИН Роман Решенкин.

В обычном (когда нет усилений) железнодорожном карауле — восемь человек. Начкар, два помощника, четверо часовых и повар. Плюс спецконтингент — это может быть 75-80 человек (максимальная вместимость вагонзака). Всем этим людям приходится проводить несколько суток в замкнутом помещении на колесах.

Конвой
Служебное место начальника караула лейтенанта Мацко в спецвагоне: сигнализация, связь и видеонаблюдение позволяют полностью контролировать обстановку.

– Караул — это мини-коллектив, даже большая семья, – подчеркивает Павел Мацко. – За время следования все сближаются. Общаемся в свободное время, обсуждаем домашние темы и по службе. Конфликтные ситуации исключены. Напротив: у нас каждый готов поддержать товарища.

– Какие ситуации для вас самые тяжелые?

– Психологически для меня лично больно видеть за решеткой маленьких детей. Осужденная женщина имеет право держать недалеко от себя и перевозить с собой своего ребенка до трех лет (таких детей содержат в спецдомах в колониях). И когда видишь маленькое дитя за решеткой — сердце кровью обливается: не место им здесь!

– А перестук колес? Не преследует вне караула?

– Нет, я его даже не воспринимаю. Уже давно привык.

Как уже было сказано, вагонзак внешне отличается от своего «гражданского» собрата тем, что с одной стороны у него пять зарешеченных окон. А дальше глухая стена: в камерах, где перевозят заключенных, иметь окна не положено.

Конвой
Лишь на первый неискушенный взгляд спецвагон похож на обычный. Его сразу выдаёт “глухая” стена – там, где расположены камеры для перевозки заключенных.

Караул лейтенанта Мацко прибыл в Ростов в новом спецвагоне, недавно поступившим в донской ГУФСИН с Тверского вагоностроительного завода. Всего таких два в распоряжении Управления по конвоированию. Они отличаются улучшенными бытовыми условиями. Прежде всего это сплит-системы с функцией обеззараживания воздуха, а также биотуалеты (как для конвоя, так и для спецконтингента), которыми можно пользоваться не только во время движения, но и на стоянках, что весьма существенно.

В вагоне имеется отдельная душевая кабинка. Если учесть, что конвою приходится проводить в разъездах по нескольку дней, это уже не удобство, а необходимость. В старых вагонах душевых нет.

Старания тверских вагоностроителей дошли и до кухни, где готовится пища для личного состава караула. Здесь самая настоящая электрическая печь с духовкой (в старых вагонах печки топятся дровами), холодильник, микроволновка и шкаф для посуды. Предусмотрен и бензогенератор, который позволит обеспечить вагон электроэнергией на длительных стоянках.

Спецвагон оборудован новыми системами сигнализации и видеонаблюдения. Начальник караула из своего купе теперь может говорить напрямую с часовым в проходе. Стало больше видеокамер (раньше имелась только одна на весь коридор).

Из новинок для арестантов, помимо биотуалета, предусмотрены краники с питьевой водой, подведенные к дверям камер. Не секрет, что снабжение водой, особенно в летнюю жару, всегда было больным вопросом на этапах. В новом спецвагоне этот вопрос снят. И еще, что очень важно, в новых вагонах установлено оборудование для дополнительного обеззараживания камер после перевозки туберкулезных больных. В старых вагонах такого не было: ограничивались уборкой химическими средствами.

Вагонов для перевозки спецконтингента не хватает, так что этот весьма кстати. Порой вагон, простояв пару часов в депо для уборки и технического обследования, снова отправляется в дальний маршрут — уже с новым караулом и спецконтингентом.

поделиться

Добавить комментарий