Православные христиане 4 июня отмечают день Святой Троицы. Также этот праздник называется Пятидесятница. Почему сегодняшнее торжество также называют днём рождения Церкви, разберём в этой статье.
Для начала следует разобраться с понятием – что такое Пятидесятница. До пришествия Иисуса Христа, это был иудейский праздник, приуроченный к 50-му дня с момента исхода израильского народа из египетского пленения, а затем дарования ему закона на горе Синай.
В эпоху Нового Завета, Пятидесятница приобрела особый смысл. Именно в 50-й день после Воскресения Господа Иисуса Христа, через 10 дней после Его вознесения, на святых апостолов сошёл Святой Дух. Вот, что об этом говорит блаженный Августин:
От празднования Пасхи, о которой Моисеем было образно предвозвещено посредством заклания агнца, означающим будущее страдание Господа, вплоть до того дня, когда Моисей получил закон, написанный на скрижалях перстом Божиим, насчитывается 50 дней. Также по прошествии 50 дней после убийства и воскресения Того, Кто как овца веден был на заклание (Ис 53:7), перст Божий, то есть Святой Дух наполнил собравшихся вместе верных.
О великом событии схождения Духа Святого на учеников Иисуса Христа мы читаем во второй главе книги Деяний святых апостолов:
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Этот библейский отрывок делает всех нас – верующих православных христиан – свидетелями и сопричастниками невероятного чуда и Божьего всемогущества. Из текста мы видим, что Святой Дух сошёл на учеников Христовых в виде огненных языков. Вот, что про этот огонь пишет Феофилакт Болгарский:
Что же всего удивительнее, так это то, что языки разделились и седе на едином коемждо их (почили по одному на каждом из них, – прим. ред.). Прекрасно говорит, что разделились, дабы ты узнал, что посланная Утешителем сила одна и та же. Прекрасно также говорит: яко огненни (как бы огненные, – прим. ред.), и: яко носиму дыханию (как бы от несущегося сильного ветра, – прим. ред.), чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе. Итак не просто был ветер, не просто огонь, но Дух Святый, являвшийся там. Наблюдай: когда Иоанн видел Святого Духа, то видел Его в образе голубя; апостолам же нужно было видеть Его в образе огня.
День Пятидесятницы называют ещё и днём рождения Церкви, так как после особого Божьего дара – говорения на разных языках – апостолы пошли проповедовать Евангелие во все уголки земли, созидая собрания христиан и рукополагая священнослужителей, которые, по священной апостольской преемственности, и по сей день совершают святые Таинства Церкви в православных храмах.
Фото из открытых источников.