О раздельном сборе мусора замолвим слово

На прошлой неделе в Госдуме прошли очередные парламентские слушания на тему экологического состояния регионов страны. Собралось несколько сотен больших чиновников – представители соответствующих министерств из разных областей и весей. Присутствовал также сам председатель Комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов. Он зачитал присутствующим на редкость честный отчет о нынешней реальности проводимой “мусорной реформы”, которая, дескать, уже раз и навсегда изменила сознание россиян и утвердила стандарты «раздельного сбора мусора».

Так, по словам Владимира Бурматова, только 15 из 85 регионов России перешли на систему раздельного сбора мусора. Более того, 173 региональных оператора по мусоропереработке так и не начинали работу в данном направлении, а в 22 регионах России даже не слышали о грядущей реформе. Более того – публичные слушания технических схем вообще не были проведены. Ни в одном регионе!

Но на разработку региональных законопроектов и схем по раздельному сбору мусора уже “освоено” более 500 миллионов бюджетных денег. Руководство Комитета по экологии сетует: технические схемы придется переделать, нужны деньги снова, а предыдущие 500 миллионов потрачены впустую. Но понятно одно: за мусорную реформу придется платить всем россиянам. Тарифы на сбор отходов вырастут везде в десятки раз. Ведь очередные бюджетные деньги будут выделены не только на разработку технических схем, но и на создание новых бюджетных рабочих мест, где будут заниматься работой по учету и переработке “раздельного” мусора. И региональные операторы обязательно включат в тарифы расходы, предусмотренные законодательством.

В России

Увы, но на сегодняшний день раздельный сбор мусора в России – это скорее исключение из правил, некий «идеал», к которому можно бесконечно стремиться. Он существует в отдельных муниципалитетах малого числа регионов. Вопреки существующим реалиям. Руководящее министерство, находящееся в Москве, никак не может понять, что регионы в России разные и в каждом из них должно быть свое самоуправление и организация, а следовательно — нельзя навязывать всем единую «планку» или же выдумывать что-либо «от балды», не посоветовавшись с региональными представителями. Именно поэтому сегодня нормативы накопления мусора в регионах различаются в десятки раз, причем без каких-либо серьезных причин. Один и тот же норматив для физических лиц может быть выше в 30-40 раз, чем в соседнем регионе. Если же говорить о юридических лицах, то цифры различаются уже в сотни раз. Кому это нужно? Впрочем, это вопрос риторический.

Следующая насущная проблема – вопрос безопасности перевозок отходов. Для полноценной работы мусоровозы, задействованные в программе раздельного сбора мусора, должны быть оснащены датчиками ГЛОНАСС. Это обязательное условие, так как в противном случае появятся столь привычные для России стихийные свалки в лесах и на пустырях. Но порядка в этой сфере не было и нет.

К тому же ресурсы существующих мусорных полигонов в ряде регионов России исчерпаны. Однако существующие 80 мусороперерабатывающих предприятий загружены только на 40% и ощущают острую нехватку сырья. Проще говоря, им не хватает мусора, которым Россия завалена повсеместно. Да, в поддержку работы этих предприятий введен так называемый «экологический сбор», однако его платит только 10 % импортеров (что приносит аж 3,3 млрд руб. в год), к тому же «дойка» промышленников и бизнесменов – не самый лучший способ регулирования, так как невооруженным взглядом видно, что проблема лежит на поверхности – отсутствует слаженная система логистики и организации мусорной отрасли в России.

Из доклада Владимира Бурматова, а также из прочих открых источников, следует, что в России отходы Ι и ΙΙ класса опасности (химические токсичные вещества, ртуть, свинцовые соединения, хлор и т.д.) до сих пор можно встретить в самых неожиданных местах. Все дело в том, что на мусорные полигоны их не пускают, а существующие расценки на их переработку весьма зашкаливают. Что легче сделать россиянину? Правильно – вывалить эти сиротские отходы в лесу или лесопарке.

Ну и «вишенка на торте» — в такой большой стране, как Россия, существует только одно предприятие по переработке элементов питания (батареек). Общеизвестно, что литиевые, никель-кадмиевые и прочие системы элементов питания наносят зачастую непоправимый ущерб плодородиям почв, отравляют грунтовые воды.

Из всего вышеперечисленного можно сделать основной вывод: федеральные и региональные средства на рекультивацию мусорных свалок и организацию отрасли переработки отходов тратятся бездумно и неэффективно.

В Ростовской области

В донском регионе реальность ничем не отличается от общероссийской. Наше министерство ЖКХ отчетливо заявляет: с 1 января 2019 года Ростовская область перейдет на новую систему работы с отходами. Более того, по словам представителей ведомства, уже выбрано на конкурсной основе восемь управляющих данным процессом предприятий, каждое из которых будет организовывать работу в своих муниципалитетах. Теперь ростовчане будут платить за вывоз мусора в рамках коммунальной услуги. Тарифы вырастут, а вырученные за счет этого деньги будут направлены, по словам инициаторов, на избавление от несанкционированных свалок и на процесс раздельной сортировки отходов. Но эксперты в один голос утверждают: существующая инфраструктура для таких «подвигов» не подготовлена, на что пойдут вырученные деньги – не понятно. У региональных операторов попросту нет специальных технологий для правильной сортировки. Складывается ощущение, что власти посредством «мусорной реформы» просто в очередной раз опустошат кошелек граждан.

И самое неприятное для ростовчан. На ростовском рынке отсутствует конкуренция среди региональных операторов по сбору отходов. А это значит, что качество услуг не улучшится, так как зачем улучшать сервис, если ты все равно никуда не уйдешь с рынка? Зато тарифы для ростовчан они смогут ставить абсолютно любые! Этому способствует их статус «монополистов».

Но есть и хорошие новости. Если вырученные средства (напомним, цены на сбор мусора увеличатся почти вдвое), пойдут на реальное изменение ситуации в лучшую сторону, то появится действительно стабильная работа как мусоровывозящих, так и мусоросотрировочных компаний. В сцепке. Титанический объемы залежей отходов в Ростовском регионе вынуждает организовать работу как минимум двух региональных операторов при каждом муниципалитете.

И вот тогда, при соблюдении вышеперечисленных условий, появится хоть какой-либо выбор для ростовчан, хоть какая-либо конкуренция между «мусорными» предприятиями. С этими доводами согласно большинство как донских, так и российских экспертов. Если же ситуация существенно не изменится, то данная реформа станет лишь очередным средством сбора денег с населения.

Дмитрий Керасов

поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

COVID-19 IT Америка Василий Голубев ГИБДД ГУФСИН Дорожная ситуация Евровидение Закон МВД МЧС Москва ОБЖ Путин ФСБ администрация администрация ростова армия афиша бизнес благоустройство бюджет власть в мире губернатор день победы донской край досуг жкх здоровье знаменитости инвестиции интернет инфраструктура искусство ислам история история левенцовки казачество карантин коммунальная сфера коронавирус космос красота и здоровье криминал культура кухня люди медицина международные отношения мировые новости мой город мой район наркотики наука недвижимость образование общество отдых питание погода пожар полезные советы полиция правила безопасности правительство праздники президент природа прогноз погоды происшествия религия розыск ростов ростовская область связь семья следственный комитет события социальная сфера соцсети спорт старый ростов строительство суд сша технологии торговля транспорт туризм тюрьма фауна финансы футбол хобби церковь экология экономика энергетика яндекс