Как был создан символ Ростова – памятник “Тачанка”

Свой 80-летний юбилей отметил заслуженный художник России Анатолий Андреевич Скнарин. Его имя неразрывно сплетено с именем нашего города. Еще бы, ведь его произведения знакомы каждому ростовчанину и давно стали символами южной столицы. Это и памятник «Стачка 1902 года», и «Тачанка» на южном въезде в Ростов, и шары-светильники на Пушкинской улице, и воздушная «Ростовчанка» на набережной, и множество других. Об истории создания пожалуй самой знаковой монументальной работы – «Тачанка», Анатолий Андреевич рассказал сайту «Левенцовка.ру».

СИМВОЛ НАШЕГО ГОРОДА

Ростовчане привыкли называть этот памятник коротко: «Тачанка». Хотя официальное его название – скульптурная композиция «Тачанка-ростовчанка». Она была торжественно открыта в ноябре 1977 года, в канун 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции как напоминание о героических и трагических событиях Гражданской войны на Юге России.

На сегодняшний день «Тачанка» является одной из самых больших скульптурных композиций Ростова, да и всего донского края. Ее наивысшая точка от постамента (задранная голова правой лошади) составляет пятнадцать метров. Вес ног и копыт, нависших над землей без дополнительных опор, – по нескольку тонн, а длина памятника тоже стала рекордной: тридцать три метра!

Памятник Тачанка

В 1983 году в СССР была выпущена почтовая марка, на которой была изображена «Тачанка-ростовчанка», а затем к юбилею Ростовской области выпустили еще одну марку и конверт. С той поры памятник обязательно присутствует в наборах открыток с видами Ростова, входит в путеводители и краеведческие книги. Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры большим тиражом выпустило сувенирный значок с изображением «Тачанки».

ИДЕЯ «ПЕРВОГО»

Идея установки большого памятника у автодороги Ростов-Батайск принадлежит первому секретарю Ростовского обкома КПСС Ивану Афанасьевичу Бондаренко — рассказал Анатолий Андреевич Скнарин. Когда я работал над монументом, посвященным стачке 1902 года, он приезжал посмотреть за ходом работ и расспрашивал меня подробно о технологии изготовления большого монумента. К городу-спутнику была построена новая автодорога, а у границы Ростова была намыта из песка большая площадка. Там «первый» планировал установить «въездной знак», который стал бы символом нашего южного города.

Близилась 60-летняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, и памятник, по задумке, должен был быть посвящен бойцам Первой Конной Армии, воевавшим в 1920 году в этих местах с отступающими частями Добровольческой армии генерала Деникина.

Памятник Тачанка

Словосочетание «Тачанка-ростовчанка» стало крылатым благодаря одноименной песне композитора Константина Листова на стихи поэта Михаила Рудермана, написанной в 30-х годах. И хотя в песне упоминаются также «тачанка-киевлянка» и «тачанка-полтавчанка», ростовчане считают ее своей, потому что речь в песне идет о 1-й Конной Армии С.М. Буденного. Песню «Тачанка» в 30-е годы исполнял легендарный Леонид Утесов. В наше время она не столь известна, хотя любители жанра могут услышать ее в обновленном исполнении популярной рок-группы «Чиж & C°»:

Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи!

Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди!

Эх, тачанка-ростовчанка,

Наша гордость и краса,

Конармейская тачанка,

Все четыре колеса!

МНЕНИЕ ГЕНЕРАЛА

– К тому времени один памятник «Тачанка» уже был установлен на Украине под Каховкой – к 50-летию Октябрьской революции. Над ним работала целая группа ленинградских скульпторов, – продолжает рассказ А.А. Скнарин. – Разумеется, я был знаком с этим монументом и не хотел повторяться. Поэтому создал композицию «Атака»: пять всадников несутся галопом, сметая все на своем пути. Выразительность, экспрессия получились на славу, и я был уверен, что этот проект обязательно примут. С вылепленной из пластилина моделью я пришел в приемную первого секретаря обкома.

В кабинете Бондаренко находился (в то время уже бывший) командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал армии Исса Александрович Плиев. В семидесятых годах он состоял на должности военного инспектора, советника группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, был депутатом Верховного Совета. Жил в Ростове, на проспекте Чехова, в известном всем ростовчанам особняке, который до сих пор неофициально именуется «домом Плиева». И, разумеется, пользовался огромным влиянием не только в Ростове. К Бондаренко Исса Александрович приехал в своем большом черном лимузине _ специально для того, чтобы увидеть модель моего памятника.

Я ожидал в приемной, пока они совещались за закрытыми дверями. Совещались долго, минут сорок. Наконец дверь кабинета открылась, в приемную вышел Иван Афанасьевич Бондаренко (Плиев остался в кабинете). В руках первый секретарь держал модель «Атака».

«Анатолий, мы посовещались с Иссой Александровичем. Твой памятник, конечно, очень хорош, но мы пришли к решению, что надо делать тачанку. Раз есть тавричанка, значит, нужна и ростовчанка. Уверен, что у тебя получится, – коротко сообщил Иван Афанасьевич.

«И ЧТОБЫ НЕ КАХОВСКИЙ!»

Задача была поставлена четко. Тачанка-ростовчанка – и никаких гвоздей! Пришлось начать работу над новой композицией, что было весьма непростой задачей. Памятник в Каховке уже состоялся, он был известен на всю страну, и надо было придумать что-то своё, что отличалась бы от ленинградского проекта. Казалось бы, что здесь можно придумать нового? У тачанки четыре колеса, командир, ездовой, пулеметчик, четверка коней: два коренных и два пристяжных. Ну что, что нового можно было внести в эту композицию?

Первым в голове родился образ ездового. Лихой парень в буденновке, который отчаянным жестом бросает вперед квадригу лошадей. Разумеется, и кони должны были не скакать прямо, а входить в лихой поворот, тот самый, что описан в песне «Тачанка-ростовчанка». Помните, «и с налета, с поворота»…

Памятник Тачанка

Одна идея рождалась за другой. И поворот тачанки, и позиции командира, пулеметчика, и даже небольшой наклон всего памятника в сторону автодороги, чтобы его с одного взгляда смогли воспринять и оценить водители проезжающих автомобилей — все это сделало «ростовчанку» совершенно уникальной, непохожей на каховскую тачанку, которая и едет прямо, и не столь экспрессивна.

«СДЕЛАЙ ЕГО ПОБЛАТНЕЕ!»

Работу на «Тачанкой» начали в начале марта, как только немножко потеплело. Первым делом рабочие создали насыпь на площадке у дороги, уплотнив ее и утрамбовав. На этой насыпи соорудили тепляк, затянув его сверху брезентом. Там и работала творческая группа, которую я возглавлял. Внутрь провели электрические провода, повесили лампочки. При работе над «Тачанкой» очень пригодился опыт, полученный во время создания памятника «Преемственность поколений». Технология была похожей: арматурный каркас, прокладка из гипса, выколотка из медных листов.

Весть о том, что на Южном въезде в город создается большой памятник, мгновенно облетела весь Ростов. К нам приезжали корреспонденты. Очень часто останавливались машины, подходили люди, интересовались.

Начальник управления культуры Тараев то и дело приезжал посмотреть на ход работ. Подсказывал: «Ты ездового поблатнее сделай! Чтобы издалека было видно: это ростовский парень!» А я вспоминал, что на задке у тачанки батьки Махно было написано: «Фиг догонишь!», – так закончил свой рассказ Анатолий Андреевич Скнарин.

Памятник полюбился ростовчанам и подтверждением всенародному признанию стала традиция ростовских молодоженов приезжать сюда во время свадебных поездок по городу. Молодые пары возлагают цветы и фотографируются возле памятника. «Тачанка» давно стала не просто памятником о событиях Гражданской войны. Она стала одним из символов города, который, безусловно, узнается любым ростовчанином и гостями нашего города.

В. АРСЕНТЬЕВ.

На фото: макет памятника «Атака» – именно так мог выглядеть мемориал на южном подъезде Ростова, не будь на то «особое мнение» генерала Плиева; Анатолий Скнарин во время работы над «Тачанкой»; Анатолий Андреевич следит за состоянием памятника и за тем, как проводятся текущие ремонты.

 

 

 

 

 

поделиться

3 комментариев к записи “Как был создан символ Ростова – памятник “Тачанка”

  1. ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ ЗАБЫЛИ УПОМЯНУТЬ ВСЕХ АВТОРОВ ПАМЯТНИКА “ТАЧАНКА” ???

    Напомним, что монумент сооружён в год 60-летия Великой октябрьской социалистической революции, в 1977 году. 15-метровая «Тачанка» выполнена из железобетона. Авторами монумента стали архитектор Пётр Ибалаков и скульпторы Владимир Батяй, Анатолий Скнарин и Александр Косолапов.

  2. Это точно въездной знак», который стал символом Ростова его знают не только ростовчане но и за пределами Ростов области, Раньше к нему возили школьников на экскурсию, и свадьбы приезжали фотографировтся

  3. А я помню что в начале тачанка должна была стоять пулеметом на Ростов но на это обратили внимание и развернули памятник на 180 градусов

Добавить комментарий