Сегодня свое 90-летие отмечает бывший генеральный конструктор завода «Ростсельмаш» Иван Киреевич Мещеряков, лауреат Государственной премии России, которую ему присвоили за создание конструкции зерноуборочного комбайна «Дон—1500». Ваш корреспондент встретился с юбиляром, чтобы поговорить о «золотой эпохе» флагмана отечественного комбайностроения, который сейчас переживает не самые лучшие времена.
Прямо напротив дома в центре микрорайона Сельмаш, где живет Иван Киреевич Мещеряков, находится постамент, на котором установлен новейший ростсельмашевский комбайн «Торум». Конечно же, первый вопрос был – не стал ли сегодня «Ростсельмаш» сборочной площадкой своих главных конкурентов – американской фирмы «Джн Дир» и германской «Клаас»? На что Иван Киреевич ответил с улыбкой:
– Беспокоиться не от чем. Конструкция комбайна и всех основных узлов и агрегатов остается нашей, ростсельмашевской. Да, у комбайна новый современный «обвес», используется импорт в оборудовании кабины, но по сути это та самая зерноуборочная машина, которой гордятся ростовчане. Она ни капли не уступает зарубежным конкурентам в производительности, а даже превосходит их.
*
Родился будущий конструктор комбайнов в хуторе Мещеряки на Верхнем Дону. В казачьей семье он был седьмым ребенком. В 30-х годах уже в прошлом осталось расказачивание. Поднимали целину, повсеместно были организованы колхозы, обобществляли имущество и семье Мещеряковых тоже пришлось сдать в коллективное хозяйство свою пару быков.
– Жалко было, конечно, – вспоминает Иван Киреевич. – Когда на наших быках пахали, мама бегала в поле, чтобы их подкормить. Наша семья была средней по достатку. Отец работал хлеборобом, а когда началась война – ушел на фронт. Кирей Иванович Мещеряков погиб в ноябре 1943 года при освобождении Киева. Нашим воспитанием занималась мама – Анна Егоровна.
Верхнедонской район в оккупации пребывал полгода, в июне-ноябре 1942 года. В Мещеряках стояла итальянская часть, бесчинств по отношению к местному населению воины бесноватого дуче не творили.
Однажды Ваня Киреев приметил неразорвавшуюся бомбу. Она была необычной – на окончании странный механизм с ветряком. Любопытный подросток выкрутил взрыватель и стал разбирать его, в надежде найти там цветные проводки. И тут взрыватель сработал. Мальчишке оторвало два пальца на правой руке. Это повлияло на всю дальнейшую жизнь: пришлось расстаться с мечтой стать врачом-хирургом.
*
На верхнем Дону земля не отличается плодородностью. Урожаи были невысокими, но убирали их при помощи прицепных комбайнов, собранных на «Ростсельмаше». Но все равно доля ручного труда была очень высокой. Женщины вязали снопы, укладывали их в суслоны. В колхозе имелись еще дореволюционные стационарные молотилки, на них до поздней осени шел обмолот урожая.
– У нас в доме был свой граненый камень для обмолота. Запрягали лошадку и катали этот камень, обмолачивая хлеб. Этот камень до сих пор лежит в родном доме возле колодца в хуторе Мещеряки, _ вспоминает Иван Киреевич.
В родном хуторе
Сельское хозяйство – это прежде всего очень тяжелая работа. С младых ногтей прекрасно знал Мещеряков, сколь важны селу машины, облегчающие труд хлебороба и повышающие сбор урожая. Закончив десятилетнюю школу в Мигулинской станице, Иван в 1949 году поехал в Ростов, поступать в институт сельхозмашиностроения – на конструкторский факультет. Был большой конкурс, но парень, приехавший из далекого хутора, поступил с первой попытки!
– Меня приметил директор РИСХМа Красниченко, – вспоминает И.К. Мещеряков. – Тогда вузы возглавляли не ректоры, а директора. Узнав, что я приехал из донской глубинки, очень захотел меня как-то поддержать. В те годы жизненно важно было получать стипендию, и Красниченко предложил мне перевестись на факультет ГОМ – горячей обработки металлов, где стипендия была почти в два раза выше, чем на конструкторском. Но я без раздумий отказался, потому что меня очень привлекала перспектива вникать в конструкцию машины, искать способы ее улучшения.
В 1954 году в жизни Ивана Мещеряков произошло два знаменательных события. Он стал дипломированным инженером-конструктором, и женился на девушке своей мечты – Ольге. С которой прожил всю жизнь.
*
Середина 50-х годов оказалась прорывной для отечественного сельхозмашиностроения. На Дон приехал работать выдающийся советский конструктор и изобретатель Ханаан Ильич Изаксон. Он возглавил созданное на Таганрогском комбайностроительном заводе Государственное специальное конструкторское бюро (ГСКБ) по зерноуборочным комбайнам и самоходным шасси. Под руководством Изаксона была создана целая серия самоходных зерноуборочных комбайнов: СК-3, СК-4, СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос». Именно в Таганроге тогда находился «мозг» такого промышленного гиганта, как «Ростсельмаш».
А молодой инженер-конструктор Иван Мещеряков был распределен работать в отдел ростсельмашевского КБ, который занимался разработкой перспективного, как считалось, комбайна КУ-2, предназначенного для уборки початков кукурузы.
Как известно, в 1955 году Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев познакомился с американским фермером Росуэлом Гарстом, который рассказал советскому лидеру о роли кукурузы в сельском хозяйстве США и ее преимуществах. Вернувшись в СССР, Никита Сергеевич принялся рьяно насаждать кукурузу по всей стране. Это стало государственной политикой до такой степени, что в 50-х годах девочек называли именем Кукуцапа (кукуруза – царица полей). Как прямое следствие, началась разработка комбайна и копнителя к нему – для уборки початков кукурузы. Машины производили на заводах в Кременчуге, в Херсоне, и на мощностях «Ростсельмаша» в Ростове-на-Дону.
Молодой инженер-конструктор Иван Киреевич Мещеряков вскоре стал одним из ведущих специалистов по КУ-2. В 1956 году Хрущев подарил несколько десятков КУ-2 лидеру Югославии – Иосипу Броз Тито, которого тоже агитировал заняться выращиванием кукурузы в своей стране. И ростовчанин Иван Мещеряков отправился в длительную командировку в Югославию, чтобы обучать местных механизаторов работать на машинах ростсельмашевского производства.
*
Иван Киреевич с улыбкой говорит, что «пережил» пятерых директоров на «Ростсельмаше»: это Е.Н. Донцов, В.А. Иванов, А.М. Меркулов, Я.А. Тимошенко, И.П. Котенок. С шестым директором, Юрием Александровичем Песковым, который возглавил завод в 1978 году, сложились особенные отношения.
– Юрий Александрович уделял огромное внимание конструкторскому бюро и его экспериментальному цеху, – говорит И.К. Мещеряков. – Каждое утро, перед началом рабочего дня, он заходил к нам, смотрел, чем будем заниматься. В девять вечера, перед тем как уехать с предприятия, обязательно звонил и спрашивал, что сделано за день и что планируется на следующий день.
В рабочем кабинете
Разработанный в Таганроге ГСКБ Изаксона комбайн СК-5 «Нива» стал самым распространенным зерноуборочным комбайном в СССР. Начиная с 1970 года «Ростсельмаш» выпускал по плану 300 комбайнов в сутки. Завод работал в три смены. Порой машины не успевали отгружать в колхозы и совхозы, они не помещались на заводских площадках. Тогда «Нивы» выставляли прямо на городских улицах, прилегающих к предприятию.
Современный и продвинутый в 70-е годы, СК-5 постепенно устаревал технологически и морально. Механизаторы жаловались на низкую производительность (3-4 килограмма зерна в секунду), слабенький двигатель, неудобную кабину, отсутствие элементарных удобств в кабине комбайнера. В 1985 году ушел из жизни генеральный конструктор серии «СК» Ханаан Ильич Изаксон. К тому времени на «Ростсельмаше» уже твердо решили создать комбайн своей конструкции – более производительный, современный, мощный и комфортный. Им стал “Дон-1500” Коллектив ростсельмашевского ГСКБ, разрабатывавший новую машины, возглавил Иван Киреевич Мещеряков.
Самый первый, ещё экспериментальный, “Дон-1500”
Первая (опытная) машина выпущена в 1982 году. Были модификации: ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б, Дон-1500Н (для нечерноземной зоны), Дон-1500Р (рисоуборочный, гусеничный). Комбайны семейства «Дон» превзошли даже самый совершенный по своим характеристикам таганрогский комбайн СК-6 «Колос». Серийно комбайн начал выпускаться с 1986 года, в последующем став одним из самых популярных зерноуборочных комбайнов в России и странах СНГ.
По производительности и надежности комбайн не уступал западным аналогам и превосходил большинство отечественных моделей. Комбайн получил мощный мотор ЯМЗ-238 АК с турбонаддувом. Агрегат разрабатывался специально для данной серии. Среди конструктивных изменений следует выделить уменьшение размера барабана для измельчения, увеличение числа режущих ножей и оптимизацию размещения внутренних узлов. Дон-1500Б» оборудовали подборщиком, позволяющим разделять срезанный урожай, повышая качество собранного зерна. Модернизация увеличила производительность техники на 20%.
Ключевой особенностью серии является скребковый транспортер, обеспечивающий уборку и обработку зерновых культур без участия человека. Спереди у машин располагались большие ведущие колеса, сзади – колеса малого размера с покрышками низкого давления. Это позволяло технике свободно перемещаться в тяжелых условиях.
Характеристики комбайна актуальны и в настоящее время.
“Комбайн очень комфортный есть и кондиционер и печка и всё герметично сделано, что в кабину не попадает пыль, просто работаешь как в иномарке. В Доне уже стоит гидроход, что облегчает управление комбайна. По внешнему виду видно какой он огромный и мощный. На Доне мне приходилось сталкиваться как с уборкой напрямую, так и на подборе, был и даже подсолнечник убирал и это всё разные жатки. Выгрузка достаточно быстрая несмотря на огромный бункер. Зерно обмолочено качественно. Двигатель ЯМЗ очень мощный” – пишет в отклике один из комбайнеров, работавший на “Дон-1500Б”.
Выпуск “Дон-1500” завершился в 2006 году. На смену «Дон-1500» пришла серия комбайнов «Acros», «Vector» и «Torum», сохранившие конструкторские идеи, заложенные в их родителе.
Современный “Торум” – внук комбайна “Дон-1500”
– «Дон-1500» – это очень перспективная машина. Конечно, она будет модернизироваться и улучшаться, но заложенных в конструкцию идей хватит еще надолго. Такой стране как Россия очень нужны зерноуборочные машины своего собственного производства. И я желаю нынешним комбайностроителям и конструкторам сохранять лучшие традиции завода «Ростсельмаш», который был и по сей день остается флагманом отечественного комбайностроения, – говорит ветеран-ростсельмашевец Иван Киреевич Мещеряков, сегодня отмечающий свой 90-й день рождения.
А. Оленев.
спасибо за статью, у меня все родственники родители ,тети и дяди работали на этом заводе. Летние лагеря, санатории и дома отдыха путевки для работников через профсоюз стоили копейки, давали квартиры, направления в ведомственные детские сады ,деток всем садиком тоже вывозили на море. Мы жили почти при коммунизме, но не понимали этого
Увы…
Такие люди жили для процветания Ростова, мы могли бы сказать им спасибо если бы не прохлопали все что они нам оставили
Комбайны ещё выпускаем. Это всё те же модифицированные Дон-1500, которые придумал Иван Мещеряков.