В Ростове начался ремонт памятника первоконникам на площади Советов — об этом уже сообщала «Левенцовка». Возле монумента работы Евгения Вучетича, который был установлен в 1972 году, теперь установлены строительные леса, ведутся работы. Воспользовавшись моментом, мы решили посмотреть, каков этот памятник вблизи, а заодно проверить кое-что из городских легенд.
Свою славную и непростую историю имеет известный памятник 1-й Конной армии. До революции на этом месте стоял величественный храм во имя Александра Невского. Его снесли в тридцатых годах, чтобы начать строить Дом Советов. А в центре площади решали поставить памятник первоконникам.
Торжественная закладка фундамента состоялась 7 ноября 1940 года, но сооружению монумента помешала Великая Отечественная война. Любопытно, что перед этим был проведен конкурс, и одним из лучших был признан проект Сергея Королькова (автора знаменитых барельефов «Гибель Вандеи» на фасаде драмтеатра имени М. Горького). Ростов вполне мог получить корольковский памятник, но Сергей Григорьевич остался в оккупированном Ростове, пошел на сотрудничество с гитлеровцами и его имя оказалось вычеркнутым из культурной жизни СССР.
Нынешний памятник создавался в 1955 году Евгением Вучетичем для Сталинграда (ныне Волгограда) и первоначально именовался «Героям обороны Царицына в 1918 году». Но у скульптора что-то не сложилось с местными властями, и он предложил его Ростову-на-Дону. Здесь работу одобрили, попросив только придать всаднику (первоначально это был рабочий в кепке) черты лица командующего Первой Конной армией С.М. Буденного. Архитектурную часть проекта выполнили народный архитектор СССР И.И. Ловейко (Москва), помогали ему ростовские зодчие Я.А. Ребайн и Л.Л. Эберг.
Возведение большого монумента сильно затянулось и завершилось лишь в начале 70-х годов. Яму под фундамент посреди площади выкопали еще в 1970-м году, но два года ждали, пока будет закончено изготовление памятника в Волгограде. «Первоконников» привозили в Ростов по частям, и монтировали на месте, сваривая большие фрагменты монумента прямо на площади.
Открытие назначили на 18 часов 30 апреля 1972 года, накануне первомайского праздника. Был будний день, поэтому мероприятие провели вечером, чтобы не отрывать людей от работы. На следующий день, после первомайской демонстрации, к памятнику должны были уже приходить люди.
Накануне открытия, 29 апреля, на площади Советов состоялся большой субботник, в котором приняли участие сотрудники областной конторы Госбанка, расположенного напротив. Они убирали территорию, а между людьми с граблями, лопатами и метлами по-хозяйски расхаживал Евгений Викторович Вучетич, отдавая последние перед церемонией открытия распоряжения.
Разумеется, ему задавали вопросы, на которые выдающийся скульптор охотно отвечал. Он приглашал приехать посмотреть созданные им монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и скульптурный комплекс из полторы тысячи фигур на Курской Дуге. Держался Евгений Викторович просто, улыбался, фотографировался с желающими.
На открытии памятника присутствовало много людей. Гремели фанфары, произносились речи. Свое слово сказал и скульптор Вучетич. Он передал ростовчанам пламенный привет от маршала Семена Михайловича Буденного, который по состоянию здоровья не смог приехать на церемонию открытия.
В дальнейшем этот памятник обязательно изображался на значках, открытках, он непременно присутствовал во всех краеведческих книгах. А «под конем» стали назначать свидания и влюбленные пары, и встречаться деловые партнеры, собирались и просто друзья-товарищи, распить бутылочку-другую портвешка или вермута. Таким образов конники стали приметным и по-настоящему культовым местом Ростова-на-Дону.
Вблизи памятник кажется огромным. Даже вздрагиваешь, когда видишь гигантскую ладонь матроса и башмак, что впору был бы самому Гаргантюа
«Лихие девяностые» и всеобщая переоценка нашей истории не могли не сказаться на состоянии этого замечательного творения скульптора Евгения Вучетича. В 1996 году по настоянию казаков общества «Станица Ростовская» была снята с постаменте бронзовая доска с формулировкой «Сооружен в ознаменование освобождения Ростова-на-Дону от белогвардейских банд в 1920 г.». Табличку сняли ночью неизвестные лица, и куда-то утащили. Надо думать, сдали в металл, ну а деньги благополучно пропили.
Но если информационную доску сняли в результате хоть какой-то осмысленной акции, то сам памятник в 90-е принялись ломать обычные вандалы и охотники за металлами. На литых барельефах по бокам постамента, с изображением красной конницы, были отломаны верхушки пик и сабель. В первоначальном исполнении наверху постамента скульптуры обрамляло символическое изображение травы, по которой скакал конник. Всю «траву» (а точнее стилизованные медные листы) – сорвали и утащили неизвестные лица.
Работы по ремонту памятника осуществляет научно-производственное предприятие «Алектич». О том, что сделано, рассказал главный инженер проекта Алексей Зубарь:
– В рамках ремонта будет полностью очищена поверхность скульптуры, выполнена шлифовка поверхности и заделаны швы между гранитными плитами постамента. При глубокой очистке скульптуры специалисты уберут все вредные окислы, потеки, грязь. Гранитные плиты были покрыты лаком который со временем побелел и неестественно выделялся на камне. Поэтому предусмотрено химическое снятие остатков лака. Вскрылись дополнительные работы: перед нанесением лака пришлось убирать «нехорошие» надписи и граффити на постаменте. Они сильно въелись в камень, поэтому пришлось не просто смывать, а срезать их болгаркой со шлифовальным диском. Теперь перед реставраторами встала задача новой полировки поверхности гранита.
Весьма существенным вопросом оказалось отсутствие бетонной стяжки на верхней части постамента. Первоначально от дождей и снега памятник защищали листы декоративной «травы» которую похитили «охотники за металлами. Ростовская зимняя погода, с ее переходами «через ноль» также не способствовала сохранности цементной стяжки, которая со временем рассыпалась в крошку и никак не предотвращала от влаги. Таким образом дождевые потоки и вода от таяния снега никуда не девались, а проникали внутрь постамента, и накапливались где-то внутри, отнюдь не способствуя хорошей сохранности памятника.
Теперь эта проблема будет решена кардинально. Проектом предусмотрена влагозащита поверхности постамента: сначала там будет уложена стяжка из бетона, причем с таким расчетом, чтобы на поверхности влага не накапливалась, а растекалась в стороны. Эта стяжка будет покрыта долговечным полимерным составом, обладающим гидро- и атмосферостойкими качествами. Таким образом будет обеспечена очень хорошая защита постамента.
Чтобы убедиться в качестве ремонта, ваш корреспондент по строительным лесам забрался на постамент памятника первоконникам. Что же он увидел?
Прежде всего – исчезли белые потеки с лиц и фигур всадника, красноармейца и матроса, которые были видны издалека. Эти потеки появились «благодаря» злейшим врагам всех памятников – голубям. Как объясняет Алексей Зубарь, птичий помет содержит нитраты, с которыми очень активно вступает в реакцию медь составляющая основную часть металла, из которого сделан памятник. Поэтому в первую очередь белеют головы, на которые охотно усаживаются голуби и прочее пернатое братство. Потоки воды разносят этот помет по остальным частям скульптурной композиции, которые тоже меняют цвет. Добавим сюда выхлопы автомобилей и пыль, которую щедро приносят в Ростов степные ветра-суховеи…
В общем, за прошедшие полвека на бронзовых фигурах накопились огромные наросты грязи, которые пришлось буквально отковыривать. Потом в ход пошли химические реактивы, шампунь и просто вода.
– В реставрационном деле даже не существует такого понятия, как отмыть какой-то фрагмент памятника. Обрабатывать пришлось все сто процентов скульптурной композиции, – подчеркнул Алексей Зубарь.
Когда расчистили грязь и «дикую» патину, то выяснилось, что первоначальное патинирование памятника, которое велось под руководством самого Евгения Вучетича, сохранилось в удовлетворительном состоянии. Создатели памятника в начале семидесятых годов поработали на совесть, и это сильно облегчило задачу современным реставраторам.
Вид на бывшее здание горкома КПСС. Злые языки говорили, что именно туда матрос пытается добросить гранату…
Отметим даже такую пикантную деталь, как повышенное внимание определенной части городской общественности к некоей части тела жеребца, на котором восседает Семен Михайлович Будённый. В народе сохранилось множество легенд о том, как отчаянные смельчаки забирались по ночам, под носом у милицейских патрульных, на постамент, и раскрашивали эту часть тела на потеху честному народу в пасхальный день.
При ближайшем рассмотрении городская легенда полностью подтвердилась. Именно на этой части тела находилось несколько слоев самой разной краски: белой, красной, синей, и конечно же черной, которой работники служб благоустройства по утрам закрашивали ночные «художества» ростовских шалопаев.
Сейчас эти слои краски снимают рабочие, очищая первоначальный слой черной патины. Поэтому ваш корреспондент сделал несколько крупных снимков солидного конского хозяйства. На них видны разноцветные следы краски.
Следы краски и сварки подтверждают городские легенды, что причиндалы были приварены сваркой, а потом не раз окрашивались в посторонние цвета
Еще одна устойчивая городская легенда повествует о том, что Семен Михайлович Будённый был крайне недоволен, когда увидел первоначальный вариант памятника. Легендарный командир 1-й Конной восседал на кобыле, хотя всю Гражданскую проскакал на двух жеребцах — Казбеке и Софисте, а кобылу никак не почитал за боевую единицу.
Настолько расстроился Семен Михайлович, что сказал прилюдно пару ласковых матерных Герою Социалистического Труда. Круто развернулся, сапогами шваркнул и ушёл не оглянувшись.
На что Евгений Викторович, тоже не лыком шитый, нашел прямо-таки иезуитский ответ. Статус народного художника СССР вполне позволял послать подальше по матушке-волге народного маршала СССР, но открыто скандалить и, как следствие, и терять выгодный заказ не хотелось. Волгоградцы от памятника уже отказались, а кроме Ростова и предложить первоконников было уже некому. И тогда мастер-ваятель изготовил недрогнувшей рукой конские причиндалы несоразмерной величины, примерил, и велел приварить их к брюху кобылы – уже при установке памятника. Так и получился в Ростове настоящий боевой кобыл.
Будённый на открытие все равно не приехал, сославшись на плохое самочувствие. Зато у ростовских шалопаев, да и вообще у нашего народонаселения именно эта деталь всегда вызывала настоящий восторг и умиление. Благодаря ей памятник стал всенародно любимым. У нас и сфотографироваться у памятника норовили так, чтобы виден был любимый конь Семена Михалыча во всей красе. А фраза «встретимся под яйцами» вообще вошла в городской фольклор. Коренному ростовчанину не надо дважды объяснять, где находится это самое место.
И еще одна маленькая, но пикантная деталь. Накануне зимней Олимпиады-2014 в Сочи на площади Советов в Ростове, аккурат перед первоконниками, поставили большие и дорогие часы со швейцарским механизмом, которые отсчитывали в обратном порядке время, оставшееся до открытия Зимних Игр.
Но, чтобы ушлые ростовчане не приделали ножки к этим часикам, над ними установили камеру видеонаблюдения. И зимой 2013-2014 годов внимательный прохожий мог узреть на этих самых дорогих сердцу каждого ростовчанина «яйцах» некий девайс, который прекрасно обозревал всю площадь и держал под прицелом часики. Только вот «жучок» поставили белого цвета. Ну не было другого у бюджетной организации, а покрыть защитной краской никто не догадался. Вот и белела эта видеокамера, словно злостное насекомое, на конских причиндалах…
Такие вот дела…
В. Арсентьев.
Ну и история! Откуда вы это всё достаете только?! Целую книгу можно написать. Получил огромное удовольствие от прочтения. Спасибо!
А мне довелось один раз исправлять художества озорников. Позвонили высокие начальники и сказали, что яйца коню покрасили в кислотно-лимонный цвет и надо срочно все закрасить. Когда я приехала, на месте уже был представитель администрации Кировского района, который встречал автовышку. Ждали черную краску, ее все не было, и вдруг раздается телефонный звонок и оттуда вопрос: “А краску какую покупать, глянцевую или матовую?”. В тот момент мы были готовы убить покупателя, т.к. все это происходило средь бела дня под носом у областной администрации. А я до сих пор не понимаю, как могли “шутники” все проделать и никто их не остановил, ведь охраны и милиции в этом месте полно всегда
Классно! Спасибо за отзыв, добавил эти сведения в свою копилку)))
Я коренной Ростовчанин но всех тонкостей этого памятника не знал. Спасибо просветили