8 сентября около 900 обитателей палаточного городка на станции «Первомайская» в Ростове-на-Дону погрузились на поезд и уехали из России на свою Родину – Узбекистан. Но проблема по-прежнему остается актуальной: еще порядка двух тысяч граждан этой среднеазиатской республики застряли в донском регионе, и что с ними делать, власти точно не знают.
Палаточный городок этот образовался и начал разрастаться в середине августа. Его причина – исход десятков тысяч трудовых мигрантов, приехавших из Узбекистана на заработки в Россию. Эти люди приехали трудиться на стройках, работать в полях и теплицах, водить машины, наводить порядок на улицах. То есть, делать ту работу, на которую неохотно идут россияне.
Такой поток дешевой рабочей силы прибывает в Россию ежегодно весной и сходит на спад осенью. Но в 2020 году пандемия коронавируса внесла свои коррективы. По всей стране закрылось множество предприятий, и рабочие руки мигрантов оказались не нужны.
Если в прежние годы после завершения сезона работ граждане Узбекистана покидали Россию на автобусах или машинах, то теперь в связи с ограничительными мерами, государственные границы оказались закрыты. Вывозные рейсы в Узбекистан организованы посольством этой страны по согласованию с РЖД из четырех городов России: Самары, Екатеринбурга, Новосибирска и Ростова-на-Дону.
Именно поэтому на станции «Первомайская» в нашем городе оказались мигранты, трудившиеся не только в Ростовской области, но и на Кубани, в регионах средней полосы России, в Подмосковье. Приехали даже из далекого Санкт-Петербурга.
Станция «Первомайская», расположенная на западной окраине Ростова, никогда ранее не отличавшаяся многолюдностью, сейчас напоминает человеческий муравейник. Более двух тысяч человек табором расположились вокруг станционного здания. На одеялах, коврах, надувных матрасах, в палатках или в самодельных шатрах, а то и просто под сенью сплетенных веток деревьев коротают время эти люди, в надежде уехать на свою родину. Расположенная рядом автостоянка забита автомобилями с госномерами Узбекистана. Почти все обитатели палаточного городка – граждане этой среднеазиатской республики.
У всех обитателей палаточного городка сейчас одна мечта: как можно скорее покинуть Россию и оказаться у себя дома.
К расспросам журналистов здесь относятся по-разному. Одни хмуро отворачиваются, другие охотно идут на контакт, однако фамилии свои не называют. “Зачем? Нам еще на поезд садиться, границу пересекать. Всякое случиться может”…
Разговорчивым оказался парень по имени Шавкат, житель Самарканда. Он с группой земляков работал на Ставрополье, занимался сбором урожая арбузов. Когда сбор завершился, узбеки попробовали устроиться на какую-нибудь стройку, чтобы поработать до наступления холодов. Но их, в отличие от прежних лет, работать никуда не принимали. Поэтому Шавкат приехал в Ростов, чтобы на поезде уехать к себе на родину. Поезда он ожидает с 23 августа.
Элдор – житель Андижана. Он тоже обитает на станции с середины августа. Работал на стройке в Москве. В Россию приехал на микроавтобусе ранней весной, еще до пандемии коронавируса. С собой привез семью: жену, пожилую мать и двоих детей. В мае стройка остановилась, с тех пор он без работы, без денег и без возможности уехать домой. Микроавтобус пришлось продать, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Семью надо кормить, матери нужны лекарства, денежные запасы стремительно тают.
По словам Элдора, застрявших в России граждан Узбекистана вывозят вовсе не бесплатно. На каждого необходимо приобрести билет, который стоит 12800 рублей. На семью из пятерых человек Элдору необходимы 64 тысячи рублей, и этих денег у него нет. Всей наличности, что имеется в кармане, едва хватает на один билет. И что ему делать, мужчина не знает.
Но и за эти деньги, как уверяют собеседники, билетов попросту не купить. Зато на станции есть перекупщики, предлагающие билеты по 33 тысячи рублей. Так это или нет, проверить трудно.
В понедельник на станцию приезжал консул Узбекистана Рустам Курганбаев. Он зачитал список людей, которым было разрешено пройти на станцию и приобрести билеты по 12800 рублей. От прочих сограждан, которые бросились к узбекскому консулу, дипломата защитил ростовский ОМОН.
Руствам Курганбаев сообщил не очень приятную новость: Узбекистан не может принять сразу всех граждан, выезжающих из России. Дело в том, что прибывающие в республику помещаются в специальный карантинный лагерь на границе. И новых граждан принимают только по мере того, как освобождаются места, по специальным разрешениям.
«В дальнейшем планируем отправлять граждан по мере получения разрешений», – отметил Курганбаев.
Не все понятно и с организацией выезда. Поезд, который должен был увезти часть людей с «Первомайской» еще на прошлой неделе, почему-то развернули и направили в Самару. А палаточный городок в Ростове остался в ожидании.
Побродив по палаточному городку, пообщавшись с его обитателями, я подивился чистоте и относительному порядку. Палатки выстроены стройными рядами. На моих глазах две женщины в восточных платьях подметали асфальт. Большие мешки с мусором аккуратно сложены на заднем дворике за станцией.
Мои собеседники жаловались на нехватку туалетов: их было только два. Плюс служебный, для работников станции. Он запирается на ключ. Но людям пообещали подвезти дополнительные кабинки. И вот на станцию въезхал «уазик»-пикап, в кузове которого находились кабинка биотуалета и алюминиевый бак для воды. Но обитатели палаточного городка вовсе не аплодировали такому проявлению заботы со стороны властей. Наоборот, узбеки хмуро посматривали на этот подарок, поскольку понимали: это верный признак того, что они надолго застряли на станции «Первомайская» в Ростове-на-Дону.
В провизии недостатка нет. Узбекская диаспора и мусульманская община Ростова, благотворительные организации, такие как православная «Милосердие-на-Дону» организовали подвоз хлеба и питьевой воды. Сложнее с горячим питанием. Социальный отдел Ростовской-на-Дону епархии передал продукты питания в стихийный палаточный лагерь. Только по этой линии граждане Узбекистана получили более 540 килограммов макаронных изделий, 950 килограммов круп, подсолнечное масло, сладости для детей.
Молодежь здесь одета вполне современно. Модные майки, кепки, дорогие айфоны. Огорчает то, что в палаточном лагере есть маленькие дети. Им, конечно, не место в палаточном городке, тем более, что ночи становятся все холоднее.
Городские власти взяли на контроль ситуацию с гражданами из Узбекистана. Вечером 7 сентября в палаточном городке побывал и.о. главы администрации Ростова-на-Дону Юрий Овчинников. Он отметил, что напряженная ситуация возникла в связи с распространением в сети Интернет несогласованной с местными властями информации об отправке вывозного состава.
«Один поезд вывезет 920 человек. По нашим примерным подсчетам здесь более двух тысяч человек. Остальные люди останутся и будут ждать следующий поезд. Понимания по следующему поезду у нас нет. Сторона, вывозящая людей, – это Узбекистан. Мы на эту ситуацию повлиять никак не можем, но людьми надо заниматься. Это живые люди, очень много детей и женщин», – сказал Юрий Овчинников.
Итак, поезд увез примерно треть обитатателей палаточного лагеря. Оставшихся в Ростове граждан Узбекистана отправят в Каменский район, откуда они смогут уехать домой _ об этом заявил министр экономического развития Ростовской области М.В. Папушенко:
– Принято решение следующий вывозной состав в Узбекистан отправить со станции «Лихая», где созданы все необходимые условия для ожидания отправления. Сейчас составляются списки желающих. Люди смогут добраться в «Лихую» на электричке, там купить билеты и отправиться на родину. Ближайшая дата отправления поезхда в Ташкент – 13 сентября.
В. Арсентьев.
Люди не от хорошей жизни едут к нам работать. Им как и нам нужны нормальные условия труда и жизни.
Очень хорошая статья рад что людям помогают но можно было организовать автобусы и помочь людям добраться до станции ЛИХАЯ.Делай добро и бросай его в воду , чтобы пошли круги, Запустить цепную реакцию добра, и жизнь в целом улучшится.
Что вы хотите 21ВЕК РОССИЯ
А причем здесь Россия вы ,что думаете где то по другому. Вон беженцы в Европе месяцами жили в Палаточных городках.