В Ростове появилось новое место, где могут собираться коллекционеры, антиквары, и вообще любители старого домашнего хлама, в том числе исторического. Начиная с прошлой субботы на территории бывшего Ростовского ликеро-водочного завода, что находится на проспекте Будённовском начал функционировать новый Блошиный рынок.
Городские власти коллекционеров в Ростове никогда не жаловали. В советское время их считали спекулянтами и тунеядцами. Их гоняла милиция. Вот что вспоминает о коллекционерах в одной из своих статей известный ростовский коллекционер Владислав Смирнов:
«Когда я приехал в Ростов в 1959 году, филателисты кучковались недолгое время в Доме учёных. Кто из ростовчан помнит, что в городе был в то время еще и Дом учителя! Потом их «перевели» на главную аллею парка имени М. Горького, затем они «закрепились» во Дворце строителей.
Сюда приходили люди разного возраста – от пенсионеров до школьников. Марки тогда собирало большое количество любителей, началась космическая эра, и эта популярная тематика стала преобладающей. Марки меняли, продавали, в одном из магазинов на улице Энгельса был специализированный филателистический отдел. Государство почувствовало: на этой страсти людей можно неплохо заработать.
А вот местные власти филателистов наоборот не жаловали – гоняли их как сидоровых коз с места на место. Казалось: люди «при деле», не надо их ничем занимать… Не тут то было. Их перевели во Дворец Ростсельмаша, на короткое время во Дворец железнодорожников. В это время к филателистам присоединились книголюбы, филокартисты, для непосвященных – собиратели открыток, фалеристы – коллекционеры значков.
Начавшийся книжный бум захлестнул собирательство с головой. Я сначала не задумывался, почему встречи коллекционеров так часто меняют свои адреса? Казалось бы, Общество филателистов было официально признано, у нас были членские билеты, мы платили взносы (из них шла оплата за аренду помещений), стал выходить специальный журнал «Филателия СССР», издавались каталоги, проводились выставки. В школах и во Дворце пионеров работали кружки юных филателистов. Я сам не раз проводил там занятия.
Позже я уразумел: все «сборища» коллекционеров были, можно сказать, стихийными. Они шли не от указаний сверху, а от инициативы любителей-энтузиастов снизу. А вот на это власть смотрела косо, да где там – с прямым недоверием и даже подозрением. Руководители–идеологи хорошо понимали: в свое время все начиналось с похожих кружков и собраний. А дальше все знают, чем это заканчивается. А диссидентское движение в стране набирало силу и размах. В столицах, правда, но ведь это – пока…
Наконец «коллекционная» жизнь под крышей закончилась вовсе. Мы были представлены улице. И как цыгане меняли место своего передвижного «табора». Собирались в основном в парках: Революции (в районе беседки), в парке Островского, вновь в парке Горького у фонтана с золотыми рыбками. В Первомайском – тоже недалеко от бассейна с теми же золотыми рыбками. Но я бы не назвал нашу жизнь «золотой». Мы всё время ощущали какую-то скрытую угрозу, ждали облав, разгонов. Виделись мы и во дворе дома за букинистическим магазином на Будённовском»…
В последние годы коллекционеры собирались на аллее парка Горького, которая проходит рядом с кинотеатром «Россия». Но после сноса большого здания вокруг стройки поставили длинный забор, занявший часть аллеи, и там тоже стало не совсем удобно.
Аналогичные терзания переживает и «блошиный» рынок Ростова, которые на «птичьих» правах обитает на улочках, прилегающих к Центральному рынку, с восточной его части. На этом рынке можно встретить и коллекционеров, и старьевщиков, и просто любителей всякого хлама. Торговцы занимают тротуар, раскладывая свой товар на импровизированных «прилавках» – картонных коробах или пластмассовых ящиках из-под фруктов. Они порой выходят на трамвайные пути, создавая угрозу своей же безопасности.
Городские власти периодически проводит рейды, прогоняют и штрафуют тех бедолаг, что не успели убежать. Но, заплатив штраф, люди снова выходят на «блошиный» рынок. Ибо он — больше чем место торговли. Это и стиль жизни, и времяпровождение, и площадка для общения с таким же ростовским людом.
Однажды градоначальник Сергей Горбань распорядился перенести блошиный рынок в Рабочий городок, к стадиону «Труд». И он действительно там прижился. На выходных на углу Буденновского проспекта и улицы Нансена всегда было многолюдно. Но — очередному градоначальнику не понравилась эта толчея, и людей снова погнали. Кто-то вернулся в парк Горького, кто-то на Центральный рынок.
Летом 2020 года было объявлено, что компания «Донской причал» приступила к созданию в Ростове крупного торгово-досугового комплекса. Гигантский молл займёт территорию бывшего винно-водочного завода в центре города. По мнению экспертов, этот «город в городе» смогут посещать до 1 млн человек в год, что составит серьезную конкуренцию гипермаркетам и креативным пространствам.
А пока большая стройка не началась (идут проектные работы) владельцы большой и пока пустующей территории отдают ее под ярмарки выходного дня. Нашлось здесь место и для нового блошиного рынка. Любителей и ценителей винтажа здесь ждут по субботам.
Место приметное: рядом стоит самолет с германскими крестами, времен Первой Мировой войны. Как попала эта машина на территорию ростовской ликероводки, остается загадкой. Но возле этого самолет и обосновались коллекционеры и антиквары.
Корреспондент Левенцовки сфотографировал первых обитателей нового блошиного рынка. В принципе, здесь очень неплохо. Закрытая территория, на улице Варфоломеева есть много мест для парковки. Жалко только, что ростовский блошиный рынок и здесь надолго не приживется. Строительство большого молла начнется в следующем году и коллекционерам-антикварам опять придется искать себе новое место.
Но пока, хотя бы временно, они нашли пристанище на бывшем ликеро-водочном заводе.
В. Арсентьев (текст, фото).
“Тянись не к тому, чтобы добиться успешности, а к оному, дабы твоя жизнь имела смысл.” – доказывал Эйнштейн. За разыскиванием смысла в личной жизни я извечно обращаюсь к Вашим заметкам. Благодарю.