Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется Русской православной церковью 4 декабря. Эта дата относится к основным (двунадесятым) церковным праздникам. В русской церковной культуре закрепилось еще под названием «лествица» или «лестница», символизируя духовное восхождение. Еще его называют «эхом грядущего Рождества». Редакция Левенцовка.Ру искренне поздравляет читателей с этим светлым днем.
Предыстория праздника
Основной сюжет праздника – это история привода в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы Марии её праведными родителями – Иоакимом и Анной. Они долго не могли иметь детей и заранее дали обет Богу – если у них родится ребенок, то они посветят его служению Всевышнему, приведут в храм. Событие это упоминается в устном предании Церкви и в апокрифических текстах.
Иерусалимский храм того времени поражал воображение своей масштабностью и размерами. Подняться по его высоким ступеням мог только физически выносливый человек. Однако девочка Мария, будучи трехлетним ребенком, сделала это самостоятельно, без какой-либо помощи. В предании сообщается, что все присутствующие в храме дивились таким возможностям маленькой девочки. Это явление Церковь восприняла как «знамение», то есть чудесное и удивительное событие. С этим явлением напрямую связано слово «лествица», то есть духовное преображение, восхождение к Богу.
Пресвятая Дева Мария была введена в святая святых того времени – центр Иерусалимского храма, куда мог заходить только первосвященник, причем один раз в год. Она осталась жить и служить в храме, где изучала Священное писание и шила облачения для священнослужителей уже с малых лет. Согласно церковному преданию, Мария прожила в храме до своих 12 лет, получив хорошее образование.
Великий двунадесятый праздник христианской Церкви
В 543 году, согласно повелению византийского императора Юстиниана I, на месте разрушенного Иерусалимского храма был построен новый храм в честь Пресвятой Богородицы. Как утверждают исследователи, примерно с тех времен событие введения во храм Пресвятой Богородицы стало отмечаться в христианской Церкви как праздник. А примерно с IX века – как великое событие. Впрочем, в канон двунадесятых праздников Введение вошло уже в XV веке.
Празднование Церковью
Праздничное богослужение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы проходит торжественно, священнослужители облачаются в голубые ризы поверх ряс, символизирующие чистоту и непорочность. Накануне Литургии служится малая вечерня, всенощное бдение, лития и часы. Еще одна отличительная особенность – накануне службы поются специальные песнопения праздника и звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».
Несмотря на то, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на пост, в этот день традиционно вкушается рыба и некоторые другие непостные продукты. Впрочем, любая «диета» в рамках поста заранее должна быть благословлена священником. Для хронических больных и работников тяжелого труда всегда даются послабления.
Еще один интересный факт – Введение во храм Пресвятой Богородицы часто считают «детским днем» из-за обычая приводить маленьких детей в этот день на первую в своей жизни исповедь. Название «введенский» стало популярным в топонимике славянских городов. Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, также именуются Введенскими.
Дмитрий Керасов
Это большой праздник,
Пресвятая Дева Мати Божия Благая Богородица
Не остави нас своею вечною и доброю молитвою Аминь