Под покровом тайны: информация о сотрудниках силовых структур теперь надёжно спрятана

Понятие «силовики» включает представителей правоохранительных органов, судебной системы, разведки и военных. Все эти категории госслужащих помогают организовывать порядок в стране и определяют легитимность действий её граждан. Иными словами, сотрудники силовых ведомств являются частью так называемого аппарата принуждения, без опоры на который совершенно невозможна эффективная работа абсолютно любого государства. В РФ нередки случаи, когда тех, кто охраняет закон и порядок, этот самый закон защитить не может. Так, например, по мнению представителей власти, давно назрел вопрос о необходимости защиты персональной информации, касающейся частной жизни и некоторых аспектов профессиональной деятельности людей в погонах. То есть теперь информация о сотрудниках силовых структур может быть надёжно спрятана.

8 декабря прошлого года по инициативе депутатов Госдумы РФ В. Пискарёва, Д. Вяткина и Д. Савельева на повестку дня одного из плановых заседаний был вынесен законопроект №1070431-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В пояснительной записке к документу указана цель его разработки – уточнение оснований и порядка применения меры государственной защиты в виде обеспечения конфиденциальности о защищаемом лице. В числе нормативно-правовых актов, подлежащих корректировке на основании данного законопроекта, назывались ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (1995), ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995), «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (2001), «О персональных данных» (2006). Как утверждают специалисты, изменения в первую очередь должны были коснуться защиты имущества «силовиков».

Принят законопроект в короткие сроки: 8 декабря документ был зарегистрирован, 14-го рассмотрен в первом чтении, на следующий день – во втором, 22 декабря поступил в Совет Федерации, в предпоследний декабрьский день рассмотрен и подписан президентом. В соответствии с узаконенной процедурой нормативно-правовой акт был опубликован в официальных источниках, после чего вступил в силу.

Отныне публикация в СМИ, интернет-ресурсах или раскрытие засекреченной информации о представителях силовых структур запрещена. Табуированными для размещения оказались личные данные (имена, даты рождения, сведения о семейном положении, детях и супругах, адреса регистрации и прочее), а также имущественное положение оберегаемых сотрудников. Информацию о последнем всё же можно будет предать огласке, но исключительно по решению органа, который обеспечивает безопасность.

Некоторые правозащитники убеждены в том, что такой уровень поддержки безопасности силовых структур может привести к затруднению антикоррупционной работы. Даже в рамках уголовных дел по данному направлению закрытые сведения будут разглашаться исключительно внутри системы. То есть простые граждане не смогут узнать, кого и в каком преступлении обвиняют, какое наказание последует для нарушителя закона и чем, собственно говоря, закончится разбирательство по делу.

Бьёт тревогу и «четвёртая власть». Журналисты и корреспонденты всех мастей заявляют о продолжающемся ограничении свободы информации. Говорят теперь: свобода свободе рознь. Чья-то жизнь как на ладони, а кто-то греется под тёплым крылом государства. Опасаются, как бы не нагрелись особо беспринципные господа.

Сторонники общественного контроля тоже недовольны. Нормативно-правовой акт, регулирующий данную деятельность, работает в России с 2014 года, однако и ему требуется корректировка. Но с ней почему-то не спешат.

Вот и получается, что «силовики» и их семьи защищены со всех сторон, сведения о них скрыты соцслужбами, госреестрами, операторами сотовой связи, органами здравоохранения. Снимать, а уж тем более публиковать, распространять «секретную информацию» нельзя. К нарушителям закона, как и ранее, будут применяться меры административного наказания: гражданам придётся выложить от 500 до 1000 рублей, а должностным лицам – от 4 до 5 тысяч. Если же дело коснётся судей или участников уголовного процесса, то сумма штрафа составит до 200 тысяч рублей либо могут быть назначены обязательные работы, а в худшем случае – ограничение свободы или даже арест.

поделиться

Добавить комментарий