Радоница – большой славянский праздник, воспринятый и поддержанный Русской православной церковью. И хоть Радоница не вошла в Устав суточного богослужебного круга и тем более в число двунадесятых торжеств, праздник этот смог закрепиться в православном календаре прежде всего как народная традиция весеннего поминовения предков. В Русской Церкви это произошло примерно в XIV веке, на Балканах и в Польше – значительно раньше.
В итоге традиция поминовения усопших в так называемую Фомину неделю, идущей за Светлой седмицей, стала происходить именно на Радоницу – в понедельник или вторник, в зависимости от региона. С этого дня после Фомина воскресения по будням возобновляется пение литий по усопшим христианам, которые были прекращены с еще Великого четверга Страстной седмицы. При этом Уставом заупокойная служба не предусмотрена, потому традиция в некоторых славянских регионах совершения заупокойной службы на Радоницу критиковалась и до сих пор критикуется многими литургистами, историками и богословами. Они обстоятельно утверждают, что Устав богослужения не допускает парадоксального смешения торжественно-праздничного постпасхального богослужения со скорбно-заупокойными. К счастью, на Дону это не практикуется, но до сих пор изредка встречается в храмах средней полосы России и Поволжья.
В традиции восточных славян эти дни связывались со множеством примет. На подоконник или крыльцо ставили воду и сыпали хлебные крошки. Считалось, что предки на Радоницу приходят к родне погостить, а потому их нужно покормить хотя бы чем-то минимальным. В некоторых регионах жители даже соревновались, выставляя перед дома целые накрытые «столы для пращуров». Потом, уже в советское время, эта народная традиция перекочевала на кладбища – еду стали оставлять на могилках, множа число диких собак и зверей. Это связано с очевидным фактом – людям запретили посещать храмовые богослужения и обряды поминовения усопших происходили на кладбищах. Тогда же Радоницу и Пасху ошибочно стали праздновать в один день, а вместо молитв получили популярность алкогольные тризны. Эти негативные явления, к сожалению, в ряде регионов сохраняются до сих пор.
Также на Радоницу на Руси красили яйца, но чаще не в красный, а в желтый или зеленый цвет, являющиеся в традиционной культуре славян «жалобными», поминальными цветами. Схожие обряды обнаруживаются также у южных славян, венгров, болгар и румын. У последних обряды на Радоницу также сопровождались танцами – так отдавалась честь усопшим родственникам. У поляков Радоница называется Проводы, а у хорватов и сербов – побусани или бусани.
Сегодня слово «Радоница» обозначает в российской церковной культуре прежде всего «Радоницкую неделю» (вместо Фомина неделя) – т.е. семь дней, следующие после Светлой пасхальной седмицы.