Бизнес встречает «куаризацию» крайне негативно. Forbes расспросил рестораторов, владельцев торговых центров и салонов красоты, как введение QR-кодов в долгосрочной перспективе скажется на их бизнесе.
Так, по словам совладелицы сети семейных кафе «Андерсон» Анастасии Татуловой, введение QR-кодов ни в одном регионе страны не дало результатов.
Они не поспособствовали росту числа желающих пройти вакцинацию и уж тем более не снизили смертность.
– Это бессмысленные жертвы, – считает предприниматель.
Она также обратила внимание на то, что в тех регионах, где QR-коды уже ввели, сейчас можно наблюдать упавшую на 60-70% выручку.
При этом власть не дала бизнесу ни одной «адекватной меры поддержки». Кредиты — это не поддержка. МРОТ — тоже не поддержка.
Поддержка – это полная компенсация заработной платы сотрудников и коммунальных платежей, а также снятие налогов.
Президент профессионального ресторанного альянса «РЕАЛ», основатель HURMA Group of Companies Дмитрий Левицкий был в своих словах не так сдержан.
–Ну что можно сказать – это жопа, отрезал он.
По словам предпринимателя, в регионах где QR-коды введены, выручка кафе и ресторанов падает на 60-70%.
Вот так и предстоит всем жить ближайший год, если это все, что правительство собирается сделать, чтобы мотивировать людей вакцинироваться.
Сначала власти говорили, что в регионах в зависимости от ситуации будут решать, где вводить QR-коды, а где – нет.
Не нужно «глушить бизнес» там, где нет большого количества заболевших. Сейчас это рассматривается на федеральном уровне. Если их введут по всей стране – даже там, где все нормально, – значит, «ушатают всех предпринимателей», подчеркнул Левицкий.
Основатель сети развлекательных VR-центров Arena Space Василий Рыжонков в свою очередь добавил, что хуже всего на бизнес влияют локдауны – они отрезают кусок аудитории. QR-коды хороши с точки зрения общего трека: большинство стран давно двигается в сторону обязательной вакцинации. А коды — это лишь метод стимулирования обязательной вакцинации. Для населения это хорошо, для бизнеса — плохо. Правительство, по его мнению, действует неправильно. Вместо обязательной вакцинации в короткий промежуток времени россиян в итоге идет растягивание процесса.
При введении QR-кодов можно ожидать снижения выручки минимум на 20-30%.
–Получается, что опять за счет бизнеса стимулируют вакцинацию населения,- возмутился предприниматель.
Управляющий партнер и генеральный директор Ginza Project Moscow Максим Ползиков рассказал, что бизнес готов работать в любых условиях, даже с QR-кодами.
Вопрос лишь в том, готовы ли россияне продолжать ходить в рестораны с такими условиями. Непонятно, как будет работать эта система, насколько люди готовы к регулярным проверкам, не будет ли это отпугивать даже тех, у кого есть QR-коды.
Минувшим летом, когда в Москве вводили QR-коды для залов ресторанов, проекты без веранд потеряли до 90% посетителей и выручки. Это было очень тяжело эмоционально: многие гости негативно реагировали на требование показать QR-код и предъявить паспорт, вспоминает Ползиков.
По его словам, сейчас у залов нет конкурентов в виде открытых веранд, да и доля вакцинированных увеличилась. Тем не менее, посещаемость, следовательно, и выручка ресторанов в Москве может уменьшиться на 40-50%.
Отдельный разговор про регионы, где активность вакцинации ниже, чем в столице, и доля людей с кодами тоже ниже. В регионах падение может составить 70% и убить предпринимательство.