Минпромторг выступил с идеей снять с торговли обязательство выдавать бумажные кассовые чеки. Замглавы ведомства Виктор Евтухов обратился с таким предложением в ФНС. В министерстве полагают, что чеки можно предоставлять только по требованию покупателя — в бумажном или электронном виде.
В новых реалиях кассовая лента подорожала, и если цены на нее «останутся на этом же уровне, то такое увеличение стоимости приведет к росту издержек розничной торговли в год приблизительно на 30 млрд. рублей», отметил в письме Виктор Евтухов.
Это повысит нагрузку на продовольственный ритейл, поскольку в продуктовых магазинах наибольшая частота покупок, уточнил чиновник.
При этом зарубежные поставщики кассовой ленты снизили отгрузки товара, отмечено в письме. А вот отечественные изготовители не сокращали производство. Ритейлеры пока не отмечают нехватки кассовой ленты, но резко повысили объемы ее закупки — вплоть до потребности на год вперед, указано в документе.
Сейчас торговые сети и Минпромторг ищут новых партнеров, в том числе среди иностранных производителей кассовой ленты. Например, российская сторона уже провела совещание с китайским изготовителем чековой ленты. Эта компания готова начать поставки в РФ, у предприятия есть свободные мощности, сказано в письме.
Поэтому пока Минпромторг предложил налоговикам сохранить действующий с 17 марта мораторий. Он предполагает, что ритейлеров, которые не выдают бумажные кассовые чеки, не привлекают к ответственности.
В Минпромторге «Известиям» подтвердили подлинность письма.
Одна из основных целей кассовой реформы — защита интересов бизнеса от недобросовестной конкуренции со стороны тех, кто сокращает свои издержки за счет уклонения от уплаты налогов, напомнили «Известиям» в ФНС. Предложения, которые создают условия для уклонения от полного учета выручки, в том числе за счет невыдачи чека покупателям, могут привести к всплеску нечестной и несправедливой конкуренции в бизнесе, заметили в службе.
Вся специализированная бумага, в том числе для кассовых машин, действительно существенно подорожала, поскольку поставляется из недружественных стран и оплачивается в валюте. Поэтому предложенные изменения могут поддержать бизнес. С другой стороны, некоторым категориям граждан, например, пенсионерам, вряд ли удобны и доступны электронные чеки
Потребители, которые не получили бумажный чек, должны знать, что его отсутствие не освободит продавца от ответственности за ненадлежащее качество проданного товара.
С другой стороны, без чека покупателю будет сложнее доказать что-либо-для защиты своих прав потребителю все-таки важно будет попросить его у продавца. Или, например, привязать электронные чеки к программе лояльности, чтобы они были в личном кабинете покупателя.
В «Магните» планируют ускорить переход на электронные чеки, а также минимизировать печать на ленте для экономии.
В «Ленте» уже предлагают покупателям получить электронные чеки из-за временной нехватки бумаги для них. Эта услуга доступна с декабря прошлого года, но потребитель может получить и бумажный чек, если захочет.
В онлайн-ритейле электронные кассовые чеки заменили бумажные еще с 2017 года.
Тогда выдавать бумажный чек оказалось сложной задачей: печатать заранее их было нельзя, это нарушало закон.
Возить кассу с собой курьерам было неудобно – вставала проблема подзарядки устройств и бесперебойного интернет-соединения. ФНС разрешила курьерам доставлять заказы без использования мобильных касс, людям направляли информацию в электронном виде.