Камерам предпишут рамки

Дорожным камерам пропишут новые законодательные рамки, В Госдуме готовят новый законопроект по ограничению использования дорожных камер.

Как выяснил “Ъ”, на законодательном уровне появится список оснований и условий для применения комплексов автоматической фиксации нарушений: приборы разрешат ставить лишь в местах, определенных по итогам аудита безопасности движения, а также на аварийно-опасных участках дорог. Вступление в силу соответствующего нормативного акта запланировано на 1 марта 2023 года. После этого все камеры проверят на соответствие новым правилам, те, что соответствовать не будут, отключат. Водители получат больше возможностей жаловаться на незаконный дорожный контроль в прокуратуру и полицию.

В ходе подготовки законопроекта Общественная палата провела круглый стол по обсуждению законодательного регулирования использования дорожных камер. Ко второму чтению дополнился рядом новелл: планируется внести перечень мест для установки камер, описать процедуру их размещения, наделить правительство РФ правом установить требования к камерам.

Так, в законе «Об автодорогах и дорожной деятельности» появится новая глава с подробным описанием требований к дорожным камерам, их размещению и применению.

Сегодня это описано в ГОСТе 2016 года и методических рекомендациях Минтранса 2018 года. Однако оба документа необязательны к исполнению. В законе впервые закрепят закрытый перечень случаев, когда камеру разрешено устанавливать и выносить с ее помощью штрафы. Приборы разрешат ставить в точках, определенных по итогам аудита безопасности движения, а также на аварийно-опасных участках дорог. Вне зависимости от уровня аварийности комплексы можно будет использовать на «выделенках», перекрестках, в местах ведения дорожных работ, в зонах запрета стоянки машин, на пешеходных переходах.

Передвижные камеры разрешат устанавливать на строго ограниченный срок — до «прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования» (то есть, к примеру, до окончания дорожных работ или до ликвидации очага аварийности). Также вводится запрет на «перемещение» передвижных камер с мест их установки в процессе работы: если место с координатами согласовано, то «тренога» сможет работать только в этой точке.

Вводится порядок согласования установки камер по правилу трех подписей – согласие должен дать владелец дороги (например, госкомпания «Автодор»), региональный Минтранс (или местный комитет по транспорту) и ГИБДД. Ужесточаются правила для установления зоны контроля камер: в населенном пункте она будет начинаться не раньше, чем через 100 м после въезда в него. Сегодня камера может контролировать нарушителей сразу при пересечении границы города или поселка.

Эти правила вступят в силу, согласно документу, 1 марта 2023 года.

С этого времени все новые камеры будут размещаться в соответствии с введенными правилами. Места дислокации ранее установленных комплексов (сейчас их более 20 тыс.) в течение года потребуется «подтвердить» аудитом безопасности движения или одобрением со стороны ГИБДД. В противном случае комплексы отключат. Порядок этой процедуры тоже подробно опишут в законе.

Сейчас контроль за камерами ведет несколько ведомств, при этом их полномочия разделены недостаточно четко. Помимо этого, существует масса нормативных актов, которые зачастую противоречат друг другу. При этом четких требований к камерам и местам их установки на территории России нет. В результате нередки случаи, когда автомобилисты получают ошибочные «письма счастья». Доказать свою невиновность в этом случае водителям будет непросто.

поделиться

Добавить комментарий