Не секрет, что бой за урожай ведется не только на земле, но и воздухе- путем распыления химикатов против вредителей, а иногда и внесения удобрений.
Но в этом году ограничения на полеты на юге России из-за спецоперации на Украине создали сложности для авиационной обработки полей, пишет «Ъ».
Малые авиаторы просят Росавиацию, администрацию президента РФ, Минобороны и Минсельхоз предотвратить срыв авиаработ по опрыскиванию полей, химпрополке от сорняков и защите от насекомых на юге страны. Сложности возникли из-за письма начальника Национального центра управления обороной Михаила Мизинцева в Минтранс, Ространснадзор и Росавиацию от 24 марта. В нем говорится, что в связи с решением Генштаба выполнение авиационно-химических работ в Южном федеральном округе (ЮФО) разрешается только на самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-2, «допущенных к выполнению полетов в районе проведения специальной военной операции».
Эти ограничения «разрушительны для сельского хозяйства и авиации», говорится в письме исполнительного директора Ассоциации авиаработ Вадима Цыганаша в управделами президента РФ.
По данным приволжского и южного территориальных управлений Росавиации, на выполнение авиахимработ сертифицированы всего 126 Ан-2 и Ми-2, остальные — это 143 сверхлегких ВС.
Ограничения приведут к тому, что невозможно будет выполнить 60–70% работ по распылению гербицидов на площади до 2,5 млн га (половина обрабатываемых в ЮФО). По оценке ассоциации, отсутствие обработки снизит урожайность на 15–30%, а при высокой влажности и дождях — до 50–60% из-за невозможности использования наземной техники. При этом привлечение Ан-2 и Ми-2 в 2–2,5 раза дороже для фермеров, чем сверхлегких судов.
Для допуска к работам Генштаб предписал устанавливать на воздушные суда спутниковые авиационные трекеры. Работают они в специальной системе «Каскад», к которой надо подключиться. Её оператор — ассоциация «Аэрохимфлот». Ан-2 этой организации такими трекерами уже оснащены. Недопущенные до работ авиаторы заявили «Ъ», что именно «лоббистские усилия» «Аэрохимфлота» могут быть причиной введения ограничений.
Стоимость датчика составляет 50–65 тыс. руб., с установкой — около 100 тыс. руб., «это непосильные траты, не считая $2 за час обслуживания», говорит глава «Авиахим-Юг» Петр Прихидько:
Ан-2 не могут конкурировать по цене обработки 1 га с малообъемной техникой, и единственный способ навязать услуги — это отсечение других игроков.
Цена обработки 1 га на сверхлегком судне, уточняет он, на 100 руб. меньше, чем у Ан-2.
С такой позицией не согласились в Министерстве сельского хозяйства региона:
–С конца февраля ни один фермер не сообщал о возможных проблемах с авиаработами, -заявил заместитель министра сельского хозяйства Ростовской области Дмитрий Репка.
По его словам, в области «не видят проблемы с обработкой наземными способами»: невозможно обработать «с земли» исключительно рис.
–Но наземная техника не справится в борьбе с летающими вредителями вроде мотылька и саранчи, – возражает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. К тому же производительность и эффективность у наземного транспорта в химработах во многом ниже.
В РЗС знают об проблеме, но рассчитывают, что власти смогут «урегулировать ситуацию с допусками» до середины мая, когда начнется основной этап обработки кукурузы и зерновых.