Обещанного три года ждать? Когда появится электрический «Москвич»

Электрокар «Москвич» с китайским двигателем можно запустить довольно быстро, а полностью отечественную разработку можно ждать не ранее 2025 года, пишет «Парламентская газета».

Как в стране, которая не производит электродвигатели и не добывает основной элемент аккумуляторов-литий, планируют наладить выпуск электрических авто?

16 мая российские активы группы Renault перешли в государственную собственность. Расположенный в столице завод «Рено Россия» (ранее «Автофрамос») отошел правительству Москвы.

Градоначальник Сергей Собянин тут же анонсировал возобновление производства автомобилей под брендом «Москвич». Основным технологическим партнером возрожденного производства, по его словам, станет «КамАЗ», который имеет опыт выпуска автомобилей.

-На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе – и электромобилей, – написал Собянин в своем блоге.

Действительно, по улицам Москвы уже курсирует более тысячи электробусов — автобусов на электрической тяге. Их производят на дочернем предприятии «КамАЗа»- автобусном заводе в Нефтекамске, а с прошлого года открыли сборочный цех в Москве. Внутри «нашего» электробуса бьется отнюдь не российское сердце, используется тяговый литий-титанатный аккумулятор китайского производителя Microwast, которого по гарантии должно хватить на семь лет, потом-замена ценой в пол-электробуса.

«Москвич»

Первые электробусы в Москве появились в конце 2018 года, поэтому время еще есть, да и Китай санкций против России не вводил, но при этом, по словам экспертов, сам испытывает дефицит лития — основного элемента для производства различных аккумуляторов.

С другой стороны, по объему прогнозных ресурсов лития Россия, по данным Минпромторга, входит в десятку мировых лидеров, но его промышленная добыча в нашей стране не ведется. Импортируют самый легкий металл на Земле из Чили (50 процентов), Аргентины (35) и Китая (12 процентов).

И как раз сейчас пришло время разрабатывать собственные месторождения, считает первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин.

-Если мы имеем серьезные планы по выпуску электромобилей, то делать это необходимо, – сказал он «Парламентской газете».

Тяговых электрических двигателей для авто Россия тоже не производит. В соответствующей графе плана мероприятий Минпромторга по импортозамещению в автомобильной промышленности красуется красноречивый ноль.

К 2024 году, по планам ведомства, долю такой продукции хотят довести до 30 процентов.

«Слишком плавными» темпы импортозамещения назвала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в недавнем интервью «Известиям».

Госпрограмму, по ее мнению, нужно пересмотреть и актуализировать.

Сенатор Андрей Клишас в своем телеграмм-канале высказался более радикально: программа импортозамещения «провалена полностью», и люди это видят.

– У некоторых руководителей сегодня есть желание не добиваться экономической независимости России, а пересадить нашу промышленность с западной на китайскую «иглу»-в телеграм-канале написал глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, заметив, что ситуация зайдет в тупик, если в будущем «американцы все-таки додавят Китай или предложат ему более выгодные условия». Тогда, очевидно, и о литии, и об аккумуляторах придется забыть.

-Литиевыми аккумуляторами оснащена вся техника – «умные» часы, смартфоны, электросамокаты, электромобили и так далее. Использование лития растет во всем мире, но пока металла и изделий с ним, в первую очередь аккумуляторов, хватает всем заинтересованным государствам, хотя он и подорожал, – считает аналитик в сфере IT Эльдар Муртазин.

Поэтому, пока отношения России с Поднебесной в норме и даже, по словам главы государства, достигли беспрецедентного уровня, за производство электромобилей у нас можно не волноваться.

Такое мнение высказал автоэксперт Игорь Маржаретто. Больших проблем, чтобы запустить на свежеобретенном заводе «Москвич» производство электромобилей, по его словам, нет. Сделать это можно в весьма короткие сроки — менее года.

-Но это будут китайские электромобили, адаптированные к российским условиям, — отметил Маржаретто.

Что касается потенциального нового «Москвича», то пока существует только прототип «Кама-1».

Автомобиль длиной 3,4 м оснастили литий-ионным аккумулятором емкостью 33 кВт-ч и электродвигателем мощностью 80 кВт (109 л.с.). «Кама-1» способна взять на борт  четверых, и проезжать без подзарядки около 250 км. Разгон до сотни занимает 6,7 с. , а максимальная скорость 150 км/ч. Новинка получила ряд необычных решений в салоне.

Например, в качестве приборной панели выступает вмонтированный в рулевое колесо планшет, тогда как подушку безопасности разместили над головой водителя.

Серийный автомобиль, как ожидается, появиться в 2024 или 2025 году. При этом он должен получиться заметно больше прототипа, а также стать мощнее и дальнобойнее — запас хода на одном заряде достигнет 450 км. Кстати, оригинальную «Каму-1» уже протестировал президент Татарстана Рустам Минниханов, который остался доволен электрокаром.

Что касается начинки электрокара, то полностью собственные аккумуляторы вряд ли появятся у России в сжатые сроки, хотя, как писал Forbes, сразу четыре отечественные компании объявили о намерениях заняться производством лития из отечественного сырья.

-Эти проекты пока находятся в стадии намерений, — привело издание комментарий аналитика ФГ «Финам» Алексея Калачева.

– Добыча может начаться не ранее следующего года, и то, если задаче придадут мощное ускорение на правительственном уровне.

При этом производство аккумуляторов из лития в России уже есть. Им, например, занимается крупный завод «Лиотех» в Новосибирской области, а в марте власти Калининградской области заключили с «Росатомом» инвестконтракт на строительство «гигафабрики» по выпуску батарей для электротранспорта.

Предприятие планируют открыть в 2025 году. Если эти заводы обеспечат отечественным сырьем, то у России будет шанс получить полностью отечественный электрокар.

поделиться

Один комментарий к записи “Обещанного три года ждать? Когда появится электрический «Москвич»

  1. Полностью согласен с Матвиенко- программу необходимо актуализировать. Она, конечно, как политик высказалась мягко, но программа, на самом деле. никуда не годиться. Спасибо Матвиенко,что не только понимает это, но и не боится об этом говорить.

Добавить комментарий