Болонской системы высшего образования, скорее всего, в России в обозримом будущем больше будет, страна разработает собственную систему образования. Об этом во вторник, 24 мая, заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
-К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента, – цитирует издание «Ъ» министра.
Заявление прозвучало на фоне того, что в последние месяцы в России растет число сторонников отказа от участия в Болонском образовательном процессе.
Сегодня об этом в интервью заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Как отметил Патрушев, в настоящее время российских студентов и преподавателей «фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы».
Ранее с таким предложением выступали последовательно вице-спикер Госдумы Петр Толстой, экс-министр образования, президент Российской академии образования Ольга Васильева, ректор МГУ Виктор Садовничий, а также председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин.
5 апреля депутат Госдумы Виталий Милонов предложил вернуть традиционную систему высшего образования в России и направил соответствующее обращение Фалькову. Он заявил, что многие специальности можно освоить только при пятилетнем обучении, а Болонскую систему критикуют в том числе за рубежом.
Эффективность ее под вопросом, считает парламентарий, так как дипломы российских вузов часто не признают в западных странах.
В тот же день первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин предложил вернуться к программам специалитета, то есть обучения в течение пяти лет по большинству специальностей.
В беседе с изданием «Известия» он тогда отметил, что возможность участия в Болонском процессе, то есть введение двухступенчатой системы образования, была предусмотрена законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года исключительно на добровольной основе.
– Однако в 2007 году был принят закон об обязательном, принудительном участии наших вузов в Болонском процессе, – напомнил он.
По мнению депутата, бакалаврское образование значительно слабее образования специалиста, так как бакалавр получает на 40% меньше специальных знаний — «на 20%, потому что он учится на год меньше, и еще на 20% за счет того, что бакалаврское образование более широкое, но менее глубокое».
Сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран. Россия к нему присоединилась в 2003 году. В первую очередь речь идет о сопоставимости образовательных программ. Чаще всего под этим понимается так называемая двухуровневая система образования – бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).
Впрочем, в России до сих пор во многих вузах (МГУ, МГТУ, медицинские, военные) ведут обучения по программам специалитета, которые предусматривают 5–6 лет обучения. Теперь такая система, практики повторяющая старую советскую модель высшего образования, имеет все шансы стать общепринятой.
Фото : «Известия».