Верховный суд (ВС) России расширил пределы допустимой самообороны, разрешив гражданам защищать себя от ворвавшихся в дом грабителей. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на итоги пленума высшей судебной инстанции страны.
Пленум дополнил свое постановление от 2012 года о порядке применения законодательства о необходимой обороне.
В постановлении Пленума говорится, что человек может прибегнуть к самообороне даже в том случае, если проникший в его дом грабитель не избивает жильцов и не угрожает насилием. Прежде допускалась защита только в случае побоев, грабежа или насилия.
К необходимой самообороне россияне также вправе прибегнуть при реальной угрозе — речь идет о случаях, когда преступник угрожает применить насилие, например, направляет на жертву оружие.
ВС рекомендует судам по делам о самообороне трактовать сомнения в пользу обвиняемого.
Например, при высказывании угроз немедленного применения насилия в условиях, при которых у оборонявшегося имелись основания опасаться осуществления этой угрозы или направления в сторону оборонявшегося оружия, что свидетельствовало о намерении применить это оружие непосредственно на месте конфликта.
Напомним, в последнее время Верховный суд России вынес несколько резонансных решений по делам, касавшимся самообороны.
Так, он оправдал женщину, которая, защищаясь, ранила мужа ножом, когда тот душил её. Но при этом высокая инстанция признала виновным мужчину, который стрелял в спину незваным гостям. Изначально они приехали с агрессивными намерениями, но, увидев ружье, бросились убегать. Стрельба по убегавшим и была признана преступлением.
В начале года председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев пообещал, что Верховный суд страны вновь изучит практику по делам о самообороне. Сейчас по итогам этой работы даны важные разъяснения. В частности, если кто-то сделал хулигану замечание, то полезть в драку в ответ не будет являться самообороной. Нередко обвиняемые дебоширы начинают обвинять своих жертв, мол, сами нарвались – спровоцировали драку.
Но замечание не является провокацией, настаивает Верховный суд.