В Ростове вышла в свет книга «Подвиг Донбасса в борьбе с украинским национализмом». Сборник научных и публицистических статей двух ведущих южнороссийских историков и политологов М.А. Васькова и С.А. Кислицына — по сути первая попытка научного анализа происходящего на Украине и в новых регионах, ставших частью России, а также прогноза на ближайшую перспективу. С одним из авторов, доктором исторических наук, профессором Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ С.А. Кислицыным повстречался корреспондент «Левенцовки».
– Сергей Алексеевич, как родилась эта книга?
– Многие сегодня просто не понимают исходных причин большого геополитического процесса, который развивается у нас на глазах. Все началось с жесткой полемики в соцсетях и в серьезных изданиях (журналы «Власть» и «Свободная Мысль») между мной и той частью российской интеллигенции, которая занимает антипатриотические позиции. Тогда я заявил, что напишу книгу о Донбассе, которая станет частью идейно-политической борьбы за будущее России.
Сразу скажу, что я сторонник президента Владимира Владимировича Путина и поддерживаю его решение о проведении специальной военной операции, поскольку понимаю логику событий. По возрастным причинам не могу лично участвовать в СВО и эту книгу считаю своим вкладом в операцию.
В соавторы этого издания я пригласил молодого ученого Максима Александровича Васькова, специалиста по проблемам Кавказа. Особенностью этой книги является то, что статьи расположены в хронологической последовательности, в том виде в котором публиковались. Они объективно показывают, как развивалась ситуация на Донбассе, и как постепенно скатывался к нацизму киевский режим.
– Менялись ли ваши взгляды на этот процесс?
– Я родился, провел детство и юность в городе Шахты, а это Восточный Донбасс. На моей улице жили семьи шахтёров, я понимаю их специфический менталитет. В 2014 году, когда разгорелись события на Донбассе, для меня не стоял выбор — чью сторону принять. По мере развития ситуации трансформировалось и моё видение, хотя оно не затрагивало основных постулатов.
Так, в первых статьях, написанных ещё до киевского «майдана», мы выражали надежду, что всё ещё может утрястись, что новый президент Зеленский ограничит нацистов, найдёт контакт с восточными регионами Украины, наладит отношения с Москвой. Эту робкую надежду убил «майдан» и печеньки от Виктории Нуланд.
Я писал, что «операция Зеленский» – это гениально задуманная и проведенная операция западных спецслужб. Сериал «Слуга народа» стал приманкой для целого народа, у которого отсутствует зрелая гражданская и политическая культура. В итоге всё скатится к возрождению неофашизма и попытке взять реванш на Донбассе. К сожалению, эти мои прогнозы, высказанные после прихода партии Зеленского к власти в 2019 году, очень быстро стали реальностью.
– Одна из ваших статей связывает бои на Донбассе в 2014-2015 годах с боями во время Великой Отечественной войны в 1943 году…
– К сожалению, история повторилась, военные действия снова ведутся на этой благословенной земле. Напоминанием тому — возрожденный мемориал на Саур-могиле. Этот курган оба раза оказывался в эпицентре тяжелых боёв. Мы с соавтором выдвинули научный тезис, что сражения на Донбассе являются продолжением борьбы с фашизмом в годы Великой Отечественной. И что же? Сегодня мы видим кресты на украинской бронетехнике, нацистскую символику на знамёнах, а герой ВСУ — Степан Бандера. Наш посыл нашел продолжение в статьях отечественных патриотически настроенных историков и политологов.
– Почему же Западу удалось столкнуть два больших славянских народа, прежде считавшихся братскими?
– Отчасти ответ на этот вопрос дает другая моя вышедшая недавно книга «Красная фронда под секирой НКВД». После “майданного” прихода к власти Порошенко и Турчинова на Украине прошли те же события, что и в СССР в конце тридцатых годов прошлого века. Преследование оппозиции, политические убийства, террор по отношению к русскому населению и к той части интеллигенции, которая выступала против режима. Нацистской верхушке с помощью СБУ и нацбатов удалось запугать, изгнать, ликвидировать русскую пассионарную часть населения. Вспомним заживо сожженных людей в одесском Доме профсоюзов, убийство журналиста Олеся Бузины. Счет подобным преступлениям ведется на тысячи. Таким образом было переформатировано массовое сознание большой части граждан Украины, для которой Россия стала врагом.
Здесь есть вина российских политических деятелей, которые в свое время недооценили угрозу возрождения нацизма на Украине, не смогли своевременно вмешаться. Бытовало мнение, что Украина никуда не денется. Это наполовину русская, самая близкая и даже родная нам республика. Пока наши политики хлопали ушами, американцы взялись за «проект Украина» по-деловому, вложив пять миллиардов долларов в подогрев националистических настроений и воспитанию вражды к России. Речёвки «москаляку на гиляку» и «кто не прыгнет тот москаль» не могли родиться сами по себе.
– В своих статьях вы акцентируете внимание на фигуре Игоря Стрелкова (Гиркина), называя его «русским Гарибальди».
– Да, по примеру итальянского национального героя, Стрелков с полусотней бойцов занял Славянск и возглавил на начальном этапе сопротивление нацистскому перевороту в Киеве. К Стрелкову тогда отнеслись серьезно, полагая, что за ним стоит Кремль. Но это была авантюра чистой воды, ведь Стрелков такой поддержки не имел. Зато к нему потянулись патриотически настроенные добровольцы, члены военно-исторических клубов, шахтёры Донбасса. События закрутились и приняли необратимый характер.
Я не идеализирую Стрелкова, он наделал много ошибок. Но если бы такой человек не нашелся в самом начале конфликта на Донбассе, вся мировая история могла бы сложиться по-другому.
– Вопрос, который интересует весь мир: когда завершится специальная военная операция? Предыдущие ваши прогнозы сбылись…
– Еще неделю назад я был уверен, что специальная военная операция продлится до конца 2022 года. Боевые действия прекратятся, начнется этап переговоров. К сожалению, от военно-политического руководства и России и Украины стали раздаваться заявления о том, что военные действия уже планируются на весну 2023 года.
Если это так, то СВО на будущий год скорее всего продолжится с туманными перспективами завершения. Как всякий нормальный человек, я хочу чтобы военные действия как можно скорее закончились. Но при нынешней ситуации этого ожидать не приходится.