Правительство России решило не поддерживать введение маркировки «Алкоголь Вам враг!»

Правительство подготовило негативный отзыв на предложение размещать на бутылках с алкоголем дополнительное предупреждение: «Алкоголь Вам враг!», а также сделать надписи о вреде употребления спиртного визуально более заметными.

Отзыв поддержали Росалкогольрегулирование (РАР), Министерство юстиции и Министерство просвещения (их ответы были направлены в Минздрав в начале ноября).

Речь идет о поправках в ст. 11 171-ФЗ «О регулировании алкогольной продукции».

Их подготовила группа депутатов и сенаторов, в нижнюю палату парламента документ был внесён в сентябре.

Среди основных предложений — размещать на этикетке или контрэтикетке бутылки наряду с уже используемым предостережением «Чрезмерное потребление алкоголя вредит вашему здоровью» фразу «Алкоголь Вам враг!».

Кроме того, предупреждение о вреде алкоголя, а также описание групп лиц, которым потребление спиртного противопоказано (несовершеннолетним, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов, а также лицам, управляющим транспортными средствам), предлагается наносить максимально крупным шрифтом и выделять, помещая в красную рамку.

При этом информация о противопоказаниях должна сопровождаться пиктограммами, а размер предупреждающей информации должен занимать не менее 20% от площади этикетки или контрэтикетки.

В пояснительной записке к законопроекту его разработчики пояснили, что, хотя государственная политика направлена на сокращение потребления спиртного на душу населения и с 2010 по 2021 год оно действительно сократилось на 32%, в текущем году «многими исследователями отмечается изменение данной динамики», что требует усиления внимания со стороны государства.

В сопроводительных документах приводилась статистика, свидетельствующая об увеличении продаж алкогольной продукции весной 2022 года: ликерных вин — на 110% в годовом исчислении, слабоалкогольных напитков — на 74%, водки — на 8,2%, коньяка — на 3%.

Сейчас на упаковке алкогольной продукции, поступающей в оборот в России, должны быть указаны на русском языке: наименование продукции, юридический адрес производителя, страна происхождения, сертификация и декларирование соответствия, объем продукции в потребительской таре, наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат, дата изготовления и срок использования, содержание этилового спирта и предупреждение о вреде употребления алкоголя для здоровья.

В проекте правительственного отзыва указано, что технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (вступит в силу 1 января 2024 года) уже содержит требование надписей о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции и определяет способ нанесения такой маркировки, а также перечень категорий лиц, которым не рекомендуется потребление такой продукции.

Учитывая специфику проектируемых изменений, сфера которых уже урегулирована техническим регламентом о безопасности алкогольной продукции, и дату вступления его в силу установление предлагаемых требований в национальном законодательстве является нецелесообразным, — говорится в документе.

Также в нём указано, что в пояснительной записке нет сведений о соответствии законопроекта договору ЕАЭС, отсутствует анализ социально-экономических эффектов от введения «нового» дизайна упаковки, информация о количестве субъектов рынка, которых затронут эти меры, а также нет уточнения о том, какие затраты понесут производители алкоголя.

Один из авторов поправок, депутат Ярослав Нилов, заявил, что при доработке проекта его авторы «готовы к компромиссам», однако он убежден, что предупредительная маркировка должна быть эффективной, в частности иметь визуальный эффект, — сейчас она «для галочки».

Маленьким шрифтом, белыми буквами на сером фоне, ничего не понятно, без увеличительного стекла не разберёшь, — поясняет он.

Возьмите ту же Турцию, где большие картинки, которые хорошо видны, и подсознательно мозг понимает, что потребление алкоголя вредит. Даже читать не надо — картинка все говорит.

поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.