Кликбейт. Слово, от которого у нормального журналиста появляются мурашки, а у некоторых читателей – чувство глубокого разочарования от потери времени, потраченного на чтение текста ни о чём. В этой статье я расскажу о том, что такое кликбейт, откуда он взялся, как с ним бороться и нужно ли вообще ему противостоять.
Понятие и примеры
Кликбейт в современном понимании этого слова – это привлечение читателя посредством использования кричащего (сенсационного) заголовка, суть которого сильно преувеличена и не находит развития в тексте.
За примерами далеко ходить не надо. Недавно ваш покорный слуга писал о рейде Роспотребнадзора, в результате которого большая партия креветок была признана не отвечающей стандартам безопасности и изъята из розничных сетей. Как мыслил бы кликбейтер, чья главная задача – не рассказать людям новость, а искусственно нагнать просмотры?
Его заголовок выглядел бы примерно так: “После съеденных креветок ростовчанке поставили страшный диагноз…” или что-то в роде “Шок! Оказывается, что в ростовских креветках нашли…”.
Миссия тех, кто использует кликбейт – написать сенсационный заголовок, а в тексте пытаться логически его оправдать. Часто признаком кликбейта является многоточие в конце заголовка (как во втором примере с креветками).
Авторы, которые используют кликбейт, теплятся надеждой на многомиллионные просмотры от своих публикаций с громкими заголовками. Впрочем, даже некоторые редакторы не чураются возводить кликбейт на уровень редакционной политики. Это мы ежедневно можем наблюдать на просторах интернета. Рейтинги таких изданий находятся в открытом доступе, а число фанатов-подписчиков не идёт на убыль. Если в гладиаторские времена народ требовал “хлеба и зрелищ”, сегодня часть аудитории запрашивает “кликбейт и чернуху”.
Также в качестве примера можно привести некий классический кликбейт на тему о том, как стать богатым. Кликбейтер не думает о времени, которое читатель тратит на прочтение подобной, по сути, пустой и неинформативной публикации. Повторюсь, его главная задача в том, чтобы вы просто кликнули по заголовку. Вы тратите время впустую, а издание получает хорошую статистику. Цена – ваше личное время.
Поэтому такой недобросовестный райтер может привлечь внимание потенциальной аудитории заголовком “Как я заработал миллион за день”, а в тексте самой статьи якобы логически подвести совсем к другому. Например, к “миллиону проблем”, с которыми ему пришлось столкнуться на пути к финансовой успешности. Впрочем, в таких случаях чувствуешь себя обманутым идиотом, это да.
Кликбейт “вчера” и “сегодня”
Рассматривая историю СМИ в данном контексте, нельзя не обратить внимание на старые газеты. Причём неважно, на наши или на их. Собственно, а на что же ещё нацелить взор для анализа истории появления кликбейта, как своего рода жанра заголовков. Конечно на газеты! В данном разделе статьи я размещу ряд фотографий известных газет, заголовки которых сами по себе ни о чём не говорят.
Изучая печатные СМИ прошлого, невольно приходишь к удивительному выводу – кликбейт в современном толковании этого понятия являлся чуть ли не ежедневной обыденностью наших старых добрых коллег-газетчиков.
Расхожее правило газетных заголовков, кажется такое – минимум текста и максимум интриги. А, порой, они и вовсе состояли из одного слова. Что это, если не “издевательство” над читателем?
Невольно вспоминаю слова главреда недавно закрывшейся редакции газеты “Вечерний Ростов” Валентина Славянского. Он говорил о том, что одним из важнейших факторов работы журналиста является осознание дефицита свободного времени читателя. В этом смысле кликбейт можно смело назвать “должностным преступлением”.
Но почему сегодня, в мире современной прессы, кликбейт для уважающих себя журналистов есть моветон? Почему назойливый зазыв интернет-пользователей считается зазорным непотребством? Вы наверное обратили внимание на то, что рассказывая в первой части сей статьи о кликбейтерах, я не употреблял по отношению к ним определений “журналист” или “репортёр”, а только “автор”.
Это связано с тем, что в соответствии со сформировавшимися правилами международной журналистики, заголовок для статьи или новости должен по существу отражать смысл информации. Но где же тут элемент творчества, журналисткой индивидуальности и креатива, спросит кто-то из моих читателей. И правда, как в столь жёстких рамках райтерских канонов корреспонденту проявить свой стиль?
Тема важная и актуальная. Как правило, начинающие журналисты не выходят за рамки классической схемы заголовка. Но самое интересное то, что происходит по мере их взросления в профессии. Появляются разные идеи в том числе весьма нестандартные. Иногда задумка удачная, а иногда и нет. И как тут, идя по острому лезвию стиля, не соскочить прямиком в кликбейт?
Я занимаюсь текстами с 2006 года, но чёткого ответа на этот вопрос у меня нет. Вероятно, дело в индивидуальном чувстве стиля и понимании невидимой грани между допустимым креативом и кликбейтом. Ведь читая издания мирового уровня (намеренно не стану никого сейчас рекламировать) нам и в голову не придёт уличать мэтров пера в обмане, даже если на первый взгляд это именно кликбейт.
Впрочем, если отставтить рациональный подход и посмотреть на проблему с точки зрения чувств, то настоящий кликбейт на самом деле виден издалека. Эти заголовки как красная тряпка для любителей жёлтой прессы и как слезоточивый газ для глаз ценящих время читателей.
Борьба с кликбейтом
А нужно ли бороться с этим явлением? Я часто провожу параллели с другими сферами жизни. Никто ведь не оспаривает, что классическая музыка выше попсы. Но в то же самое время прибыль поп-звёзд несоизмеримо выше гонораров инструментальных ансамблей. Для меня, например, всё, что крутят по fm-радио – своего рода кликбейт, только музыкальный. Вместе с тем я отдаю себе отчёт в том, что популярную музыку слушает абсолютное большинство.
Разумеется, никто не будет закрывать радио из-за того, что меня, как слушателя с высокими запросами на качество, ежедневно обманывают диджеи, говоря о “душевной” музыке, а включаю какую-то непотребную лабуду.
Так же, пожалуй, и в мире печатных изданий. Сегодня грань между официальными СМИ и простой редакцией без должного оформления в Роскомнадзоре бывает не видна, как и вопрос о том, где заканчивается креатив и начинается кликбейт.
Не секрет, что издания зарабатывают в том числе от рекламы, показываемой на его страницах. Чем больше просмотров, тем богаче интернет-сайт.
В данном случае вырисовывается другая проблема – превращения профессии репортёра в бизнес-конвейер по генерации кликбейтовых текстов.
И если раньше газетчики использовали странные по теперешним понятиям заголовки исходя из экономии места на бумаге и будучи уверенными, что читатель в любом случае дочитает статью(куда деваться, читать особо было нечего), то сегодня цель другая – материальное обогащение. Увы, миллионы пользователей интернета активно становятся жертвами кликбейтеров и это их не смущает.
Впрочем, как говорит Владимир Познер, зритель голосует кнопкой. Перефразируя знаменитого интервьюера скажу, что в мире интернет СМИ читатели голосуют кликами. И в интересах журналистского сообщества сделать так, чтобы кликбейта в сети было меньше, а пользы от чтива для людей больше.
Всех благодарю за внимание, а у кого своровал драгоценное время заманчивым заголовком, прошу понять и простить.
Фото из открытых источников.