«Вербное Воскресенье» или Вход Господень в Иерусалим. История и традиция праздника

Вход Господень в Иерусалим или «Вербное Воскресенье» – великий двунадесятый праздник, его отмечают православные христиане за неделю до Пасхи, в 6-е воскресение Великого поста. Редакция Левенцовки.Ру поздравляет своих читателей с этим светлым весенним днем.

Вне зависимости от даты, на которую выпадает его празднование, верующие в этот день спешат в храм с пучком пушистых верб. Но это в северных христианских странах. В Средиземноморье и на Ближнем Востоке Вход Господень в Иерусалим встречают ветвями лаврового дерева, листьями финиковых пальм, цветами. Этот жест символизирует пробуждение природы и признание в Христе истинного Бога как Начала всего живого.

История Праздника

Согласно евангельской истории, за неделю до Пасхи в Иерусалим прибывает военный губернатор (прокуратор) Понтий Пилат, чтобы вести внимательный контроль за мятежными подданными Римской Империи – иудеями. Последние в течении предыдущих нескольких лет регулярно проводили множественные митинги и демонстрации, желая выйти из римского рабства. И в это непростое время появляется Иисус Христос, который не стремясь менять политическое устройство, говорит о том, что Царство Его «не от мира сего» и что внешнее бессмысленно без внутреннего нравственного обновления. В этот день Он садится на кроткого осла, символизирующего мир и въезжает в Иерусалим под возгласы «осанна!» (спасай нас!). За шесть дней до еврейской Пасхи Он направляется к городским воротам, к царскому престолу, впервые позволяя своим ученикам и другим людям называть себя Царем.

Многие люди, видящие Иисуса на кротком осле, возмущаются до глубины души. Дескать, если Он царь, то должен въезжать в город на боевом коне, в окружении пышных слуг. Они помнят, что ранее Он воскресил Лазаря и потому наделяют Его в некотором роде магической силой. Искренне ждут, что Христос будет истреблять римские легионы, сбросив власть ненавистных оккупантов. Они размахивают пальмовыми листьями – символом Жизни и Царства, устилая ими Ему дорогу. Пройдет несколько дней и многие из них, окончательно «разочаровавшись», будут кричать в озлоблении «Распни, распни Его!».

Подражая современникам Христа, христиане северных стран встречают праздник Входа Господня в Иерусалим с веточками вербы в руках. Их освещают в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В южных странах и регионах более популярны листья финиковых пальм и лавровые ветви. Ими украшают дома иконы, молитвенные столики, ковры и фотоальбомы.

Еще один известный обряд в этот день называется «шествием на осляти», ныне в большей степени забытый. В нем в допетровской Руси участвовали сами монархи, в том числе и их дети. Царь или патриарх ехали на осляти, окруженные большим количеством людей. Обычно праздничное шествие начиналось от Царской площади у Покровского собора у (ныне – собор Василия Блаженного), доходя до Спасских ворот.

Празднование в Церкви сегодня

В этот день священство облачается в зеленые (реже – в белые) ризы. Этот цвет символизирует Жизнь, в том числе и вечную жизнь. Его используют также в день Святой Троицы (Пятидесятницы), а также в дни памяти о преподобных и великих подвижниках.

В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднества – Лазарева суббота, происходящая накануне, не входит в список двунадесятых праздников. Зато сразу после Вербного воскресения начинается Страстная Седьмица – неделя перед Пасхой, посвященная воспоминанию о последних земных днях Спасителя. Слово «страсть» в церковнославянском языке означает страдание, отсюда и выражение «Страсти Христовы», смущающее многих нецерковных людей.

Перед началом службы в этот день традиционно происходит всенощное бдение. Участники общей молитвы держат в руках лавровые ветви, вербы или пальмовые листья, цветы, а также зажженные свечи. На службе поют антифоны в честь праздника и гимн Христу-Царю. Само действо символизирует людей, встречающих Спасителя во время Его Входа в Иерусалим.

На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение верб, пальмовых ветвей или веточек лавра, цветов, которые молящиеся держат в руках. Их окропляют. После освященные веточки, листья или цветы хранят обычно дома. В некоторых регионах нашей страны есть обычай обкладывать ими семейные фотоальбомы или даже складывать в руки умерших – знак того, что по вере во Христа эти люди победят смерть, воскреснув к вечной жизни.

поделиться

Добавить комментарий