Нашествие медуз в Азовском море и Таганрогском заливе – не редкость. Это ежегодное явление, связанное с сильным осолонением водоёма. Впрочем, жители Ростовской области часто задаются вопросом – почему раньше медузы были менее заметны?
Медузы подплывают к мелководью, где вода сильнее всего прогревается, тем самым «оккупируя» побережье, пляжи, порты и холмистые морские берега. Вода рискует превратиться в настоящий «студенистый кисель». И если в 90-х и в начале 00-х медуз можно было встретить в основном лишь вдали от берега и поодиночке, то почему сейчас они заполняют весь Таганрогский залив, словно некие «киборги»? Не является ли это неким «звоночком», сигнализирующим о сильной загрязнённости Азовского моря?
Почему медуз стало больше
Как утверждают ученые из Южного научного центра РАН, в Азовском море сейчас отмечается сильное осолонение – циклическое явление. В последний раз подобное отмечалось в 70-х годах прошлого столетия. Для медуз солёная вода является благоприятным фактором жизни и размножения. А когда такая вода сильно прогревается и в ней появляется большое количество различной мелкой живности и зоопланктона, то число медуз кратно растёт. Они стремятся занять самые прогреваемые участки – вдоль берега. Так что дело не в загрязнённости воды, а в её солёности.
В нашем регионе вода начинает охлаждаться, как правило, в середине сентября. Зоопланктона становится меньше, уменьшается и число медуз.
В 2018-2021 гг. учёные фиксировали наибольшее число медуз вдоль берега Таганрогского залива. Если их слишком много, то их тела до первых октябрьских холодов покрывают сплошным грязно-розовым слоем линию морского побережья.
Какие медузы водятся в Азовском море?
Азовское море взаимоосообщается с Черным. Его морские обитатели, в поисках кормовой базы, регулярно заходят в Азовское море и Таганрогский залив. Осолонение способствует появлению типично черноморских видов. То же самое касается и медуз.
В Черном и Азовском морях обитает два основных вида медуз – Корнерот и Аурелия. Иногда встречается и инвазивные виды (пришлые и быстро размножившиеся) – гребневики Мнемиопсис и Берое.
Корнерот
Традиционный обитатель Черного и Азовского морей. Именно медузы-корнероты, стремясь к прогреваемым участкам моря, впоследствии прибиваются к берегу. А отъевшись планктона и размножившись, теряют силы, становясь сплошным шевелящимся студенистым желе. Часто ветер их загоняет в укромные уголки лагун и бухт.
Самое массовое нашествие медуз-корнеротов в Азовском море было зафиксировано в 2019 и 2020 годах. Наибольшее их число оказалось вдоль Арабатской стрелки (что у залива Сиваш), а также в Таганрогском заливе.
Пока медуза-корнерот полна сил, она прекрасно плавает, преодолевая значительные расстояния. Причём, в отличии от других видов, корнерот может перемещаться в любом направлении.
Корнерот внешне напоминает выпуклый железистый зонтик с массивными отростками и щупальцами. Может достигать значительных размеров, до двух метров в диаметре. Внутри «зонтика» расположен желудок и половые железы. Щупальца, чаще срастающиеся в единое вытянутое образование, богаты стрекательными клетками, которыми медуза обездвиживает свою жертву. Для человека этот яд очень болезненен, так как может сильно обжечь слизистые оболочки, особенно у аллергиков.
Интересно, что ловчих щупальцев по краю зонтика этот вид медуз не имеет, так как вполне себе довольствуется своим эффективным оружием.
Медуза-корнерот крайне плодовита, размножается сразу несколькими способами – боковым почкованием (в стадии полипа), стробиляцей (образование планктонной стадии), наружного осеменения (появление личинки-планулы, оседающей на дно).
Аурелия
Привычный обитатель Черного моря. Иногда заплывает и в Азовское, где держится, как правило, вдали от берега. Редко формирует плотные скопления. Отдельные ее экземпляры могут встречаться в «студенистом желе» медузы-корнерот. Способна выдерживать сильные колебания солености и температуры воды. Циклы и тип её размножения типичны для медуз.
Тело аурелии полупрозрачное, имеет розово-фиолетовый оттенок. Купол, в отличии от корнерота, плоский, а не вытянутый. От «зонтика» вниз идут многочисленные тонкие и вытянутые щупальца. Иногда они словно прикреплены к краям купола медузы. По сравнению с тем же корнеротом, диаметр купола аурелии редко достигает величины более 40 сантиметров.
Стрекательные клетки, расположенные на щупальцах аурелии, смертельны для мелких животных, но безвредны для человека. При прикосновении к щупальцам медузы можно испытать только небольшую боль и жжение. Впрочем, такая гуманность характерна именно для местного вида. Американские аурелии крайне токсичны, но в наших водах они не встречаются.
Аурелия питается мелким зоопланктоном и держится в толще воды. Она плавно сокращает свой купол, подгоняя краевыми щупальцами планктон к своему ротовому отверстию. Нижний край ротовых лопастей, равно как и щупальца, усажен стрекательными клетками с ядом, посредством которых пища улавливается, парализуется и направляется в желудок.
Гребневик Мнемиопсис («морской орех»)
Инвазивный вид, попал в Черное море вместе с балластными водами на кораблях, следующих из вод американского континента. За короткое время его ареал, ранее ограниченный Центральной и Северной Америкой, включил в себя Средиземное, Черное, Азовское, Эгейское, Мраморное, Балтийское и Северное моря.
Мнемиопсис – псевдомедуза (так как передвигается с помощью гребневых пластин) и гермафродит. Потому лишь одной особи достаточно, чтобы в короткое время размножиться до тысячи экземпляров.
Розоватое тело мнемиопсиса достигает 11 сантиметров. Двигаясь сквозь толщу воды, он может быть крайне эффектным, так как его полупрозрачное тело в ночное время светится различными цветами – пульсирующие всполохи пробегают взад-вперед.
Это быстрый хищник, питается зоопланктоном, а также личинками и икрой ряда рыб и моллюсков. Способен съесть кормовую базу и серьезно сократить популяцию ряда видов рыб, повлияв на численность и остальных морских видов. Для человека он не опасен.
Попав в воды Черного и Азовского морей, в 1982 году, Мнемиопсис в кратчайшие сроки превратил воду в «густой суп-пюре», причинив серьезнейший ущерб рыбному промыслу. К счастью, в начале 90-х годов в акватории Черного и Азовского морей завезли другой, конкурирующий вид – Beroe ovata. Он принялся с нескрываемым удовольствием поглощать мнемиопсиса, игнорируя икру рыб и зоопланктон.
Гребневик Берое
Крупный вид пришлых гребневиков-псевдомедуз. Тело так же полупрозрачное, мешковидной и удлиненной формы, достигает 17 сантиметров. Вдоль тела Берое расположено аж 8 рядов гребневых пластинок, переливающихся всеми цветами радуги. В отличии от мнемиопсиса, Берое имеет желтовато-розоватую окраску с фиолетовыми прожилками, более продолговат и уплощён. Для человека не опасен.
Берое питается крупной добычей – другими видами гребневиков, медуз и мелкими рыбками, постепенно заглатывая их и раздуваясь. Настоящий проглот, избавивший Черное и Азовское моря от инвазивного Мнемиопсиса. Впрочем, с учетом деятельности этих двух заморских гостей, акватории наших южных морей уже никогда не будут прежними.
Дмитрий Керасов
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.