14 августа православные христиане России отмечают Медовый Спас – особый день начала Успенского поста, не уступающий по строгости даже Великому. Почему этот день так называется? Откуда корни его традиций? Какие события вспоминает в этот день церковь? Попробуем разобраться.
Медовый Спас жёстко привязан к дате 14 августа – эта дата не меняется. Это один из так называемых «августовских Спасов». Вслед за Медовым следует 19 августа Яблочный, а 29-го – Ореховый. Сегодняшний, то есть Медовый – назван так в честь традиции собирать мёд с середины августа, что до сих пор характерно для жителей средней полосы, Поволжья и Урала.
В этот день, Русская Православная церковь отмечает Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, памяти ряда христианских и ветхозаветных святых. Это начало Успенского поста, готовящего верующих к празднованию в конце августа великого двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Кроме того, 14 августа православная церковь чтит память христианских мучеников Памфилийских и ветхозаветных мучеников Маккавейских.
История возникновения
Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста появился в Византии, еще в IX веке. Как свидетельствуют церковные и исторические источники, изначально это была местная константинопольская традиция крестых ходов с Животворящим Крестом Господним. Христиане Константинополя выносили Честное Древо Креста дороги и улицы, творя единую молитву и прося Бога отвратить массовые болезни, которые тогда были для кучного августа традиционным явлением. Свирепствовали эпидемии инфекций, которые в условиях жаркого и душного августа многократно множились. В Царьграде (Константинополе) эти крестные ходы совершались в течении двух недель, вплоть до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Согласно церковным данным, больные, принимавшие участие в общей молитве, чувствовали лучше и начинали выздоравливать. В те же дни проводились обряды освящения местных водоемов. Так, с течением времени, был установлен особый Успенский пост. Эти традиции были приняты другими православными церквями и народами.
На Руси на Медовый Спас христиане вспоминали принятие христианства и Крещение славян, а также русские победы над ордами волжских булгар, одержанные святым князем Андреем Боголюбским. Так и повелось, что сразу несколько празднеств и воспоминаний стали основой первого дня Успенского поста.
Не могло не повлиять на народное название этого дня и традиционная «медовая пора» для жителей средней полосы России и центральной Европы. Там в эти дни, как правило, получают самый обильный урожай мёда. Была, в связи с этим, особая традиция на Руси. Хозяин пасеки с утра выбирал улей с самым большим урожаем мёда и забирал из него соты. Их нёс в храм на освящение. После богослужения одну часть сот передавали нищим, поздравляющим пчеловодов с праздником, а второй – детям. Как чужим, так и родным.
Само же слово «Спас», происходит сразу от двух слов – Спасителя, как называют Иисуса Христа, а также слова «запас». В средней полосе России традиционно в середине августа заканчивается запас и сбор урожая, начинается подготовка к зиме. Крестьяне активно занимались сбором урожая, заполнением погреба припасами, посевом озимого хлеба.
Как празднуют
Первый день Успенского поста ознаменован торжественными богослужениями в фиолетовых одеждах. Из алтаря выносится крест и устанавливается в самом центре храма. Как и 1000 лет назад в Константинополе, верующими в России устраиваются крестные ходы и освещения водоемов, купелей. До или после литургии совершается малое освящение воды (по соответствующему принятому чину), а также меда. Верующие приносят мёд и воду в храм.
Чин малого освящения водоемов сопряжен с купанием в них, благо летняя погода способствует этому. Отсюда еще одно название праздника – Спас на воде или Мокрый Спас. Для жителей Юга Руси было еще одно традиционное название этого праздника – Маковый. Дело в том, что к середине августа в наших широтах поспевает мак. Его собирали, активно торговали им, добавляли в постные блины. Традиционны были в этот день так называемые «маковые хороводы», когда девушки и юноши обсыпали друг друга маковыми зёрнами.
Дмитрий Керасов