Преображение Господне – вектор духовного пути

Сегодня, 19 августа, Православная Церковь отмечает Преображение Господне. Этот праздник особенно почитается верующими и относится к числу двунадесятых. В этой статье мы расскажем о том, как святые учители и отцы Церкви толкуют сказанное в Евангелии о чудесном событии, произошедшем почти 2 тысяч дет назад на горе Фавор.

Для начала предлагаем ознакомиться с текстом Священного Писания, где говорится о дне, когда Иисус Христос Преобразился. Об этом чуде повествуют трое евангелистов-синоптиков: Матфей, Марк и Лука. Рассмотрим текст первого апостола и автора Священного текста (Мф. 17:1-5):

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас с облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

Первое, что мы замечаем – это что чудо Преображения Господа Иисуса Христа происходит “по прошествии дней шести”. Известно, что в течение шести дней, по закону Моисея, полагалось трудиться, а день седьмой посвящать Богу. Таким образом Иисус Христос выбирает именно субботу для явления чуда Преображения дабы показать особую важность события. Весьма глубоко данный стих раскрывает Максим Исповедник:

те, кто по изобилию добродетелей и знания превзошли всё видимое, восходят вместе со Словом на гору богословия.

Мы знаем, что Иисус Христос не берёт с собой на гору Фавор всех учеников. Наверх с Учителем восходят лишь трое: Пётр, Иоанн и его брат Иаков. Почему только трое и почему именно они? Тот же святой Максим Исповедник говорит о том, что эти трое апостолов, учитывая их духовное состояние более всех были готовы принять в некой полноте факт Преображения. Также святой Максим говорит о том, что Пётр, Иаков и Иоанн, как бы являют собой триединство веры, надежды и любви.

Не менее любопытно, а почему именно три ученика взял с Собой Господь? Исследователи Священного Писания отсылают нас к Ветхому Завету, к книге Второзаконие (17:6), где говорится о том, что любое событие удостоверяется по словам двух свидетелей или трёх. Таким образом Иисус Христос берёт трёх апостолов для чёткого следования букве закона Божиего.

Ещё более глубокие вопросы могут возникнуть непосредственно про Преображение Господне. Если Иисус Христос имеет две природы – Бога и Человека, то Иисус из Назарета преобразился по Своему Божеству или же Человечеству? Святые отцы в один голос говорят, что Бог неизменяем, и это, впрочем, знают все православные христиане из книг по катехизису. Филарет Московский пишет про лучи Божества, исходящие из плоти Его. Таким образом невидимый Господь проявился в Человеке Иисусе Христе.

Важно обратить особое внимание на то, что когда апостол Пётр предложил Ему сделать три кущи (палатки) для Иисуса Христа, Моисея и Илии, с неба был слышен глас Бога Отца – первого лица Пресвятой Троицы. Внимательный читатель Библии заметит, что эти же слова “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” Бог Отец говорил, когда Господь Иисус крестился в реке Иордане. Казалось бы, Бог повторяет то же самое. Но если присмотреться к тексту ещё более внимательно, то в отличие от событий, связанных с Крещением Господним, на горе Фавор Бог Отец добавляет: “Его слушайте“.

Этот призыв, безусловно, касается и всех нас – православных христиан. И Преображение Господне – это велия милость, которую Господь преподаёт нам для укрепления в вере и следованию за Ним. И даже тут есть особенный символизм. Евангелист Матфей уточняет, что гора Фавор высокая. А это значит, что без должный усилий на вершину не подняться. И как говорят священники в своих проповедях, в частности, настоятель Прихода Георгия Победоносца протоиерей Валерий Волощук, сам путь восхождения, как на духовную, так и на географическую высоту, всегда сопряжён с определёнными усилиями воли и физического усердия. И это лишний раз нам напоминает о том, что Божие Царство силою берётся, и что для спасения души православным христианам подобает много трудиться, умно молиться и веровать в милосердие Господа Иисуса Христа.

Преображение Господне. Фото из открытых источников.

поделиться

Добавить комментарий