Их именами названы улицы Ростова: Эдуард Елян

Именем Эдуарда Еляна названа большая улица в Левенцовке. Уже совсем скоро ее асфальтовое полотно соединит улицу Еременко и «Европейские кварталы» (шестой микрорайон) с восьмым и девятым микрорайонами. На северном отрезке улицы Еляна уже продолжены бетонные плиты, облегчающие путь к домам жителей «Левенцовской Европы». Виды отсюда открываются уникальные – район активно строится и совершенствуется.

эдуард елян

Новую магистраль городские власти назвали именем выдающегося летчика-испытателя и Героя СССР, поднявшего в небо первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 (аналог западного «Конкорда»). Согласно рассекреченным данным, летчик Елян за свою жизнь испытал несколько сотен сверхзвуковых реактивных бомбардировщиков и пассажирских самолетов, пройдя невообразимое количество аварийных ситуаций. Он был одним из тех немногих, кто самоотверженно вкладывался в развитие отечественной авиационной отрасли. Однако, несмотря на свои выдающиеся успехи, имя Эдуарда Еляна непопулярно в массах. Он был человеком дела, а не «хайпа».

Начало профессионального пути

Во время Великой Отечественной войны Эдуард Ваганович был направлен в летное училище города Бугуруслан Оренбургской области. Закончив его на отлично, он успел поучаствовать в боевых действиях за штурвалом самолетов-истребителей. Снискав большое уважение и авторитет среди коллег, Елян удостоился чести стать инструктором в летном училище. Далее его направили в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) города Жуковский Московской области.

Главный авиационно-испытательный центр СССР в те времена занимался масштабными испытаниями боевых и пассажирских реактивных самолетов. В Жуковском Елян трудился плечом к плечу с теми, кто в бытность ВОВ сражался в неравных боях с немецкими летчиками. Несмотря на свою молодость, Эдуард Ваганович стал одним из ведущих специалистов ЛИИ. На него легла тяжелая ноша – нужно было испытывать все новейшие разработки советской технической мысли, проверять функционирование аварийных самолетов. Среди известных испытаний, доверенных Еляну, особо значится проверка самолетов АН-2, регулярно терпевших крушение.

Легендарный Ту-22

В середине прошлого века конструкторское бюро А.Н. Туполева разработало модель сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22, способного нести на своем борту несколько ядерных боеголовок. Это было непростое время, апогей «холодной войны». Новый военный самолет еще не был совершенен, на первом его образце уже погиб целый экипаж, однако Э.В. Елян решил взять на себя испытание новых образцов бомбардировщика. Им он занимался на протяжении многих лет. Малейшие сложности в управлении и неполадки выявлялись на корню, вследствие чего машина очень скоро стала флагманом российской военной авиации того времени.

Благодаря Эдуарду Вагановичу появилось несколько модификаций Ту-22. Одна из них, Ту-22К несла на себе шеститонные боевые ракеты Х-22.

Именно самолет Ту-22, «обкатку» которого совершил Э.В. Елян, стал главным прототипом дальнейших разработок в военном авиастроении. Находящийся сегодня на вооружении Ту-160 – прямой потомок «22-го».

«Русский конкорд»

Первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, неофициально названный «Русским конкордом», впервые поднял в воздух именно Эдуард Елян. За выдающиеся успехи в своем деле и работу высокой сложности Эдуард Ваганович получил звание Героя Советского Союза.

Позднее, на авиасалоне в Ле Бурже в 1975 году, Эдуард Елян выполнил демонстрационный полет на «русском конкорде». В тот раз большая стая голубей столкнулась с передним стеклом кабины самолета, что привело к полному ограничению видимости. Наш соотечественник смог посадить самолет «на автомате». Еще бы, в сложных условиях военного времени, работая с новыми «сырыми» авиаразработками, Эдуард Ваганович смог довести свое дело до небывалых высот.

Стоит также отметить, что Эдуард Ваганович Елян был не простым летчиком-испытателем. Природные въедливый ум и любознательность заставили его интересоваться «начинкой» пилотируемых им самолетов. Набрав большой практический опыт, в последние годы своего труда Эдуард Елян много работал с конструкторами и учеными-авиастроителями. К нему обращались за помощью в разработке новых модификаций самолетов, их модернизации и оснащения.

Последние несколько лет своей работы Эдуард Ваганович отдал отечественному авиагиганту «Гражданские самолеты Сухого». За все время своего труда Эдуард Ваганович освоил более 90 типов самолетов и вертолетов.

Последние годы жизни

Закончив свою летную карьеру, Эдуард Елян переселился в Ростов-на-Дону – поближе к родственникам, где обрел семейное счастье и уют. Но тяжелейшая работа наложила негативный отпечаток на его здоровье: в последние годы жизни у Эдуарда Вагановича практически отсутствовал слух. И это неудивительно — во время многочисленных полетов перепады высот рвали перепонки, летчик-испытатель многократно терял сознание из-за перегрузок, терпел крушения самолетов, горел, падал.

Не стало Эдуарда Вагановича 6 апреля 2009 года. Его похоронили на Северном городском кладбище в Ростове-на-Дону, на Аллее Героев. Чуть позже именем Эдуарда Еляна назвали большую улицу в Левенцовском районе.

———————————————
Этой статьей «Левенцовка.Ру» открывает цикл материалов «Их именами названы улицы Ростова». Мы твердо убеждены в том, что жители Донской столицы обязаны знать о тех людях, именами которых названы улицы любимого города. А потому мы не будем ограничиваться территорией только лишь Левенцовского района.

Ряд фотографий предоставлено дочерью Эдуарда Еляна – Любовью Мирошниченко.

поделиться